+7 3842-75-17-09
Логотип

17 августа 2022

Поколенческий разрыв – шанс на креатив: как развиваются креативные индустрии в Японии

Устарелость – кошмар креативного сознания. Есть, например, традиционный магазин/ресторан, неважно в какой сфере, работающий, скажем, с 17-18 века. Держит планку, соответствует качеству. С одной стороны, вековая специализация и УТП, которые дорогого стоят. С другой – смена контекста, темпа жизни, уровня конкуренции. Верные покупатели/клиенты/ученики/посетители есть, и даже круг их не так уж узок. Но вот аудитория не обновляется. Конечно, задача-минимум – удержать лояльного клиента. Но если нет притока свежих потребительских сил – дело будет хиреть.

Когда аудитория возрастная, происходит ее грустный, но естественный отток. Хорошо, если клиент заповедает детям и внукам ходить за соевым творогом или за чаем в ту же лавочку, в которую он сам ходил 40-50 лет подряд. А если не пройдет такая заповедь вкусовые ожидания детей и внуков? Как из них сформировать своего потребителя, чтоб еще пару сотен лет продержаться? Вокруг столько новых интересных местечек, так расширился выбор, что клиентская лояльность подвергается серьезным испытаниям.

Хозяин креативного МСП вроде и понимает, что надо меняться – но здесь есть риск не угодить старой верной аудитории, которая тебе десятками лет обеспечивает ежедневную выручку. Попробуй измени упаковку на какую-нибудь прикольную или добавь во вкус непривычные нотки – схлопочешь претензию, и пошел прахом клиентоориентированный подход.

Японские креативные МСП нашли способ выжить: размножение почкованием. В Японии 21-го века много примеров, когда традиционный магазин помимо своего главного заведения открывает эдакий постиндустриальный филиал. Там вроде и те же продукты, но в редизайне: упаковка, размеры, цвета. Старый магазин – в собственности, и земля и здание, на почетном месте вывеска двухсотлетней давности из дзельквы или кацуры (багрянника). Черные-белые фото знаменитостей прошлого века с местной плюшкой в зубах. Новый магазин – арендованная площадь, дизайн интерьера на заказ, акрил и пластик, неоновая подсветка, в качестве лидера мнений – какая-нибудь юная поп-звезда в полосатых гольфах. Конкретные примеры, вот они.

Магазин ароматических палочек (о-сэнко) в Киото, существующий с 1660-х годов. Время, когда пожелания к ароматическим палочкам были каковы? – окуривать храмовые помещения, служить благовониями на похоронах, ароматизировать одежды благородных дам.

Традиционные о-сэнко

Сегодня ароматические палочки добавляют приятности в атмосферу торговых центров, волнующе ароматизируют любовные гнездышки, помогают пятничной релаксации утомленных OL – офисных леди. Поэтому и открылся филиал: о-сэнко там упакованы совсем иначе, в лаконичные коробочки в два раза короче традиционных. Цвета упаковок ярче и фантазийней, ароматы претендуют на глобальность: тибетские травы, ароматы для йоги. «Надо захватывать душу молодых», – доверительно сказала мне администратор одного из таких магазинов. Другие продавцы о-сэнко не стесняются дизайна с Микки Маусом: расчет на школьниц, любительниц Диснейленда. Пусть растут и привыкают, Микки им в помощь. Старые о-сэнко: элегантность и тонкость. Новые – забава и простота использования. Клиенты старшего поколения ходят в старые магазины, молодежь – в новые филиалы.

Современные о-сэнко для дома

Японское чайное действо – еще одна освященная веками и требовательная традиция. Прежде ритуальный японский чай «маття» можно было выпить только в чайном домике.

Традиционное чаепитие

Чтобы заслужить чашу такого чая, надо было соблюсти множество условий: прийти в кимоно, часа полтора сидеть на коленях в позе сэйдза, мучительно соответствовать неспешной беседе чайного мастера о свитке в нише и сезонном цветке в икэбане. К такому современная японская молодежь мало способна. А традиционной чайной отрасли нужен не только ценитель, но и потребитель. И вот он, выход – организация кафе традиционного чая на современный лад. Так, например, поступил и знаменитый токийский магазин «Ямамотояма» (нори, чай с 1690 г.). Открыл неподалеку, в том же районе Нихонбаси, стильную чайную с лаконичным интерьером, куда можно прийти и получить чайное мини-действо на выбор, сэнтя или маття.

Современное чаепитие

Вкус трехвековой, изыск традиционный, посуда авторская. Сидишь себе удобно за барной стойкой, мастер в стильном антрацитовом фартуке взбивает чай прямо перед тобой, не говоря лишнего. Обстановка – тот же минимализм, но современный, из хрома и облицовочной плитки, а не циновки из игусы для боли в коленях. Потратил от 15 до 25 минут по настроению, все произвольно и все в духе времени за окном. Новый канал сбыта (и прибыли) появился. И молодежь не боится оскорбить традицию своим невежеством, смело заходит в стеклянную дверь и называет это чайное действо известным словом cool.

И так – многие и многие бизнесы в разных сферах. Тщательно сохраняя старую лояльную клиентуру, исподволь формируют новую, из детей своих клиентов.

Школьники и молодежь – вожделенная аудитория японских креативных МСП. На традиционных пирожках – дизайн с обожаемой школьниками пандой

Даже театр Но, нерушимый оплот японской культурной традиции, делает все, чтобы завоевать молодую аудиторию. Умеряет требования к публике, сокращает продолжительность выступлений (традиционно, оно длилось 5-6 часов) и даже устраивает неслыханные раньше вещи. Например, чаепитие с Но. Прямо такие мероприятия: «Но для двадцатилетних», где главное – не обучение, а развлечение. Но что-то да и осядет в захваченной молодой душе.

Театр Кабуки, из без того всегда изобретательный, теперь внедряет дигитальность и цифровизацию: реквизит иных спектаклей – экраны-плазмы и видеоматериал.

Так называемый generation gap сильно мотивирует к развитию бизнеса.

Источник

Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»