06 февраля 2020
Forbes продолжает постоянную рубрику «Бизнес-план». Мы берем за основу строгую форму реального делового документа и оживляем ее историями героев-предпринимателей, которые с нуля построили успешный бизнес. В каждом пункте есть два временных пласта: «тогда» — положение дел на момент запуска бизнеса, и «сейчас» — рассказ о том, что изменилось со старта, а также советы героев о том, какую стратегию выбрать сегодня.
На этот раз мы раскладываем «на атомы» магазин минималистичных украшений «Сахарок», который в 2013 году с 30 000 рублей в кармане запустила 25-летняя колумнист The Village Светлана Ефремова. Из страницы в Instagram с украшениями из Гонконга и Нью-Йорка «Сахарок« разросся до бизнеса с собственным производством и оборотом 70 млн рублей в год.
О том, как выглядит работа сети изнутри, сколько не страшно отдавать за аренду, платить продавцам и товароведам, а также почему микроинфлюенсеры лучше блогеров-миллионников, основательница «Сахарка» рассказала Forbes.
Анализ идеи
Тогда
Пять с половиной лет назад я запустила магазин минималистичных украшений «Сахарок». До этого занималась пиаром здоровых батончиков Bite, а потом начала вести личную колонку в издании The Village. Говорила с предпринимателями, спрашивала, в какие рестораны они ходят. Параллельно вела 4-5 проектов в качестве пиарщика. У меня хорошо получалось — нравилось самой, и фидбек от читателей приходил классный, мое имя было на слуху.
Но еще со школьных времен я понимала, что хочу делать свой бизнес. Знала, что это будет либо магазин, либо салон красоты. К 2013 году эта идея стала буквально не давать мне покоя. Тогда у меня были небольшие накопления — что-то около 30 000 рублей. Понятно, что на такую сумму мало что можно запустить.
Я решила, что это будут украшения. Просто интуитивно — вот пусть будут, и все. Название появилось спонтанно — друзья часто называли меня «Света-сахарок», и я решила использовать вторую милую часть этого прозвища.
Успешная работа в найме придала сил и уверенности. Я подумала, что раз у меня получилось сделать хороший продукт для кого-то, значит, получится и для себя. И я решила начинать. Как? Да как умела. По интуиции.
Сейчас
«Сахарок» по-прежнему продает лаконичные украшения из серебра и золота и стильную бижутерию. У нас есть онлайн-магазин, который доставляет по всему миру, два шоурума, где можно потрогать и примерить, и один полноценный флагманский магазин в центре Москвы на Патриарших прудах. Не так давно на онлайн-платформу мы добавили смежные товары — линии средств по уходу за телом от российских марок, свечи, журналы, духи и декоративную косметику.
Друзья часто называли меня «Света-сахарок», и я решила использовать вторую часть этого прозвища
Цель деятельности
Это может звучать странно, но я, горевшая идеей открыть магазин украшений, сама их носила нечасто. Слышала от подруг, что в Москве есть либо ЦУМ и «Березка» с сумасшедшими ценами, либо безвкусное «дорого-богато». Не хватало минималистичных недорогих колечек и подвесок, которые подходят молодым стильным девушкам. Исправить это и стало моей главной целью.
Все мои знакомые привозили себе украшения из заграничных поездок — магазинов COS и & Other Stories. Я ориентировалась на этот стиль и собственный вкус. Нашла платформу-агрегатор в Гонконге, выбрала там штук 20 очень простых, созвучных моему вкусу колечек и браслетов, которые, к моему удивлению, очень понравились людям.
Тогда
Как ни странно, в России сформулировать идею стильной простоты по доступной цене в сфере украшений до меня никто не додумался — «Сахарок» выстрелил. Была Pandora — стильная, но, опять же, дорогая, были магазины-представительства заводов вроде «Московского ювелирного завода», был масс-маркет вроде «585», но они продавали совершенно другие украшения — я не могла их назвать модными, стильными, они абсолютно не интересовали меня и мою целевую аудиторию.
Сейчас
Спустя буквально четыре месяца после запуска «Сахарка» появилось сразу несколько новых российских марок. После кризиса 2014 года, который оказал на рынок огромное влияние, они стали расти как грибы. Сегодня же магазинов с похожей на «Сахарок» концепцией довольно много, рынок конкурентный. Но, кроме украшений, есть миллион сфер, которые все еще ждут своего героя.
Тогда
Поначалу уникальность «Сахарка» заключалась в том, что я была фильтром, который отбирал украшения в едином минималистичном стиле, а потом доставлял их прямо клиентам. Конечно, люди сами могли заказать колечко в том же гонконгском интернет-магазине, но нужно было заморочиться, найти сайт, что-то там понять по-английски, решить проблему с доставкой, дождаться посылки. У меня был уже подобранный ассортимент, невысокие цены и товар здесь и сейчас.
Сейчас
В 2014 году грянул кризис, который все резко изменил. Заказывать из-за границы (тогда уже были и Нью-Йорк, и Европа) стало просто невыгодно из-за скачка курса. Я переключилась на российских дизайнеров. Поначалу их было совсем мало, но ситуация с рублем хорошо повлияла на рынок — стали появляться местные независимые производители, которым теперь не нужно было конкурировать с США, Европой и Китаем по цене: Anna Maslovskaya, Natasha Gelb и другие. С ними я и начала сотрудничать.
А потом решила запустить собственную марку «Сахарок». Это вообще отдельный бизнес, совсем другая история. Когда у тебя магазин, ты менеджер. Когда своя марка — творец.
Покупатели
Моя аудитория — это я и мои подруги. По статистике, чаще всего у нас делают покупки девушки от 18 до 34 лет, готовые потратить на украшение от 1000 до 7000 рублей. Я с самого начала ориентировалась на себя, и это очень удобно: я понимаю этих девушек, знаю, чего они хотят.
Конкуренты
Poison Drop
«Дафна»
Jerusalem Bazar
«Амперсанд»
12 shop
Numero
Modbrand
NOLA
Сегменты рынка
Как и на любом рынке, есть разные ценовые сегменты — премиум, средний ценовой сегмент и масс-маркет. Я отношу «Сахарок» ко второму сегменту по качеству продукции и к третьему по цене. У нас средний чек сейчас не превышает 3000 рублей, при этом купленное у нас и в масс-маркете колечко — две абсолютно разные вещи.
Когда у тебя магазин, ты менеджер. Когда своя марка — творец
Размер рынка и его рост
Размер рынка мне сложно оценить — я не знаю выручки конкурентов и не особенно об этом задумываюсь. Растет он очень хорошими темпами и уже насыщен российскими маркетплейсами и магазинами дизайнеров в Instagram.
Оценочная доля на рынке
В первый год у меня не было и доли процента на рынке — я была никому не известным проектом. Сегодня ко мне приходят устраиваться на работу люди из крупных компаний — c ювелирных заводов, из Pandora и так далее — и говорят, что следят за нами. «Сахарок» — это узнаваемый бренд. Но в процентах долю назвать затрудняюсь.
Влияние конкуренции
Без конкурентов было легче в финансовом плане — маржинальность была выше. Но они дрессируют: например, наконец-то дошли руки до работы с блогерами, в целом я все больше внимания уделяю маркетингу и стараюсь делать его более грамотным. Это положительно влияет на восприятие бренда аудиторией.
Тогда
Ту самую первую партию из Гонконга я сфотографировала на телефон и выложила в личные аккаунты в Instagram и Facebook. Я не была блогером, у меня было около 1000 подписчиков и там и там. Тем не менее люди, которые увидели пост с фотографией колечек, сразу выстроились в очередь, чтобы их купить. Мне стали писать знакомые и незнакомые, телефон буквально разрывался от сообщений.
Очень сильно поддержала пресса — The Village, «Афиша» и другие издания, которые читает модная молодежь. Я просто писала редакторам «Здрасьте, меня зовут Света Ефремова. Я запустила марку украшений. Если вам интересно, я с удовольствием о ней расскажу». В то время мы были чем-то уникальным, и нам все хотели помочь — рассказывали и в статьях, и на личных страницах. Вот это мое понимание — что нужно говорить о себе, а не сидеть молча — дало такой эффект.
Сейчас
Главный канал, которым мы до сих пор живем, — сарафанное радио. Потому что бюджетов рекламных как таковых у нас не было вплоть до последних 7-8 месяцев. У нас не было SMM-специалиста, не было пиарщика, не было маркетолога, не было вообще никого. Но при этом все о «Сахарке» знали, просто потому, что люди делятся друг с другом опытом покупки украшений у нас, рассказывают про дизайн магазина, про сервис. Это феномен, конечно, и когда я кому-то об этом рассказываю, все говорят: «Как это так возможно?» Потому что обычно все в первую очередь вливаются в пиар, рекламу и SMM.
Я просто писала редакторам «Здрасьте, меня зовут Света Ефремова. Я запустила свою марку украшений»
Не так давно я наняла маркетолога, мы пробовали все — и редирект, и рекламу в Google, «Яндексе», «ВКонтакте», Facebook и Instagram, и email-маркетинг. Пока что, кроме email-маркетинга, ни один канал нормально не сработал. Спасает то, что мне удалось вокруг бренда создать комьюнити, которое продолжает давать свои результаты. С блогерами мы никогда не работали системно, только начинаем. Думаю, что в этом году будут большие результаты.
Рекламный бюджет «Сахарка» составляет около 600 000 рублей в месяц.
Что бы я рекомендовала начинающим маркам? Работать с блогерами. Причем не миллионниками, а инфлюенсерами, лидерами мнений. Это люди, у которых есть собственный голос и живая, пусть и меньшая, чем у миллионников, аудитория. Классическое блогерство немного обесценилось, доверие к крупным блогерам, которые просто выкладывают красивые картинки, ушло в прошлое. Люди по-другому принимают решения о покупке, они более избирательны. Доверие перешло к тем, кто не превращает аккаунт в рекламный, а просто рассказывает о своей жизни. Это лояльность совершенно иного уровня.
Еще один действенный инструмент — email-маркетинг и связанные с ним смс- и push-уведомления. Но чтобы их использовать, нужно тщательно, скрупулезно и с первого дня собирать базу контактов клиентов. Мне про это никто не рассказал, и я упустила большую часть потенциально постоянных клиентов. Не повторяйте моих ошибок.
Ценообразование (как правильно установить цену на товар)
Тогда
В самом начале я была без опыта и ставила цену просто по ощущениям — на 20%, 30%, 50% выше себестоимости, как придется. Я не понимала, как это все устроено, и у меня совершенно не было времени читать об этом, потому что я все время работала. Первые восемь месяцев вообще без выходных: вставала в 5 утра, приходила в 10 вечера и сразу падала спать. И просто плыла по течению — выживала.
Сейчас
Сегодня наценка на украшения других дизайнеров у нас около 100% — условно, 1000 рублей получает дизайнер, 1000 мы забираем себе. Действует правило — цены на сайте «Сахарка» должны быть такими же, как в магазинах самих дизайнеров.
На собственные линейки наценка выше — от 300% до 600%. Самая маржинальная позиция — колечки.
Схема распространения товаров
Тогда
Поначалу я сама отвечала за все направления бизнеса, в том числе за распространение. Завела отдельную страницу в Instagram, где принимала заявки, купила черную бархатную коробочку и с ней ездила встречаться с клиентами в кафе или в метро. В какой-то момент у меня было по 10-15 встреч в день, мне пришлось переехать к подруге в центр, чтобы не тратить уйму времени на дорогу.
Доверие к крупным блогерам, которые просто выкладывают красивые картинки, ушло в прошлое
Через два месяца я открыла первый шоурум в центре Москвы. Точнее, не я, а мои подруги Анна Бичевская и Алена Ермакова, которые развивали проект Stay Hungry — званые ужины для членов закрытой группы в Facebook. Они сказали, что помещение на Большой Никитской днем все равно пустует, и я пошерила с ними аренду: платила что-то около 60 000 рублей в месяц. Нужно понимать разницу между магазином — пространством с прямым входом с улицы — и шоурумом — помещением непонятно где, на втором этаже, в жилой квартире, например. Мне по карману был только второй вариант. Но и он очень помог: оказалось, людям очень важна возможность примерить украшение, а не просто посмотреть картинку в Instagram. Поток клиентов увеличился — они приходили, мерили, сидели, общались.
Через год оборот достиг 1,5 млн рублей в месяц, и я открыла второй, уже полноценный шоурум. Нашлось место на третьем этаже центра Artplay — высоченные потолки, окна в пол, собственная веранда. Я сделала ремонт по своему вкусу, заляпала пол краской в стиле работ Джексона Поллока. На открытие потребовалось порядка 1,5 млн рублей.
Сейчас
В начале 2018-го мы открыли первый настоящий магазин на Патриарших. Потратили 3 млн рублей, аренда тоже конская — 400 000 рублей в месяц. Но офлайн-составляющая оказалась очень важна для моего бизнеса: классное место на улице внушает клиентам доверие, они любят туда приходить. Этот магазин сегодня занимает самую большую долю в структуре продаж.
В целом я не считаю выход в офлайн обязательным, особенно для начинающих магазинов: если вы умеете работать с маркетингом, продавайте через Instagram, не платите за аренду — и обойдетесь малой кровью.
Как устроен процесс работы — от производства товара до обслуживания клиентов
Тогда
Мысль о своем производстве пришла ко мне еще в 2014 году на фоне кризиса. Но еще три года у меня не было на это ни сил, ни денег, ни времени, ни компетенции. К концу 2017-го все перечисленное появилось. Сейчас мы сотрудничаем с несколькими заводами на контрактной основе — платим за единицу произведенного товара.
Сейчас
Сегодня мы работаем примерно с 40 марками — это все российские дизайнеры. Заказами занимается товаровед, который анализирует продажи и решает, сколько и каких изделий закупать. Наши собственные коллекции занимают около 30% в структуре продаж.
Опишите всех работников компании, их функции и заработную плату
В «Сахарке» работают примерно 20 человек в штате, есть еще несколько фрилансеров.
Продавец в магазине и шоуруме — 35 000-40 000 рублей
Менеджер по продажам — до 100 000 рублей
Маркетолог — 50 000-60 000 рублей
Товаровед — 70 000 рублей
Тогда
Первая партия украшений обошлась мне в 30 000 рублей собственных накоплений. Дальше я подсчетов не вела — вообще не представляла, как работает Excel и что он может что-то считать сам.
Мне кажется, что моя стратегия начать с малого классная. Ведь когда ты инвестируешь немного денег, у тебя есть возможность оплачивать ошибки. Когда нет опыта и ты сразу вбухиваешь большую сумму, то ошибки обходятся дорого. И ты либо сразу прогораешь, либо начинаешь бояться сделать шаг влево-вправо, потому что обжегся в самом начале.
Сейчас
Сегодня я бы оценила стартовые вложения в запуск интернет-магазина украшений примерно в 500 000 рублей.
Сроки возврата средств
Тогда
Свои 30 000 я отбила за пару дней. Все как в книжках про американский успех: купила чуть-чуть, продала — заработала в два раза больше. Купила снова, продала еще в два раза больше, и так по нарастающей.
Сейчас
Вложения в условные 500 000 рублей, думаю, сегодня можно отбить за полгода работы.
Я вставала в 5 утра, приходила в 10 вечера. Просто плыла по течению — выживала
Ежемесячные постоянные и переменные расходы
Структура расходов в выручке примерно такая:
себестоимость продукции — 44%;
зарплаты — 14%;
административные расходы, бухгалтерия — 16%;
налоги — 3%;
маркетинг — 8%.
Средний чек составляет 3000 рублей против 4500 рублей на старте.
Нормально зарабатывать мы начали именно с запуском собственной марки — повторюсь, там маржинальность намного выше (в 4-7 раз против 2 со сторонними дизайнерами), и весь процесс контролируешь ты сам.
Планируемый оборот
Выручка «Сахарка» за 2019 год составила около 68 млн рублей, прибыль — около 10 млн. По итогам 2020 года надеемся достичь 100 млн рублей по обороту.
Россия — страна большая. Места хватит всем
Срок выхода на операционную окупаемость
Тогда
Два дня
Сейчас
Несколько месяцев
Тогда
Из положительных основное, наверное, — отсутствие конкуренции, которая есть сейчас. Instagram был пустой, продавай — не хочу.
Сложности — отсутствие знаний и опыта. А потом кризис и необходимость полностью перестроить совсем еще молодой бизнес.
Сейчас
Рынок очень конкурентный, нужно или быть на голову выше всех, кто уже на нем работает, или найти собственную узкую, пока еще свободную нишу.
Но Россия — страна большая, места хватит всем. Уверена, если зайти в метро и спросить у какой-нибудь девушки, знает ли она магазин «Сахарок», явно не 100% ответят «да». А носить украшения, хотя бы иногда, хочется всем.