+7 3842-75-17-09
Логотип

10 апреля 2020

Как вовремя отказаться от неудачной идеи, тактики или стратегии

Стивен Кинг получил отказ в 30 издательствах, прежде чем опубликовал свой первый роман «Керри», который стал культовым. Уолта Диснея убеждали, что истории о Микки Маусе никого не заинтересуют. Стивен Спилберг несколько раз неудачно пытался поступить в школу кинематографа.

Так начинаются мотивирующие статьи, в которых предпринимателей призывают не сдаваться и следовать намеченному плану. Но многие успешные люди не раз отказывались от проектов. Секрет в том, чтобы научиться оценивать идею и вовремя прекратить вкладывать в нее усилия.

О том, как это сделать, — в переводе статьи Impulse.

Провал тактики — как ведется работа

Идея хорошая, но выбрали неправильный способ реализации.

Пример такой неудачи — история американской телефонной справочной службы Centratel. В Centratel можно было круглосуточно обращаться по медицинским, ветеринарным, деловым и другим вопросам. Ее основатель Сэм Карпентер рассчитывал, что экспертный уровень сотрудников сделает Centratel лучшей справочной службой в США.

Карпентер работал по 80-100 часов в неделю, но успех не приходил. Пришлось признать: Centratel не хватало системности. Каждый сотрудник работал так, как считал нужным, в компании не было стандартов.

Два года Карпентер посвятил перестройке всех процессов. Он ввел 9-шаговое руководство по обработке звонков и оформил инструкции в подробный справочник.

Рабочая нагрузка снизилась: теперь каждый сотрудник знал, что делать в нестандартных ситуациях.

У Карпентера была четкая идея — создать лучший сервис телефонного консультирования. Но он был в шаге от провала, потому что выбрал неправильную тактику — консультантам дали слишком много свободы. Карпентер вовремя признал ошибку и перестроил процессы.

Как реагировать на тактические проблемы

Подробно описывайте рабочие процессы. Разрабатывайте чек-листы и готовьте гайдлайны для сотрудников. Если вы предусмотрите и опишете максимум возможных ситуаций, руководителям не придется вмешиваться в рабочие процессы.

Фиксируйте результаты. Следите за важными для реализации плана метриками. Так вы вовремя обнаружите тактические проблемы. Если не будете контролировать показатели, упустите момент, когда что-то пойдет не так.

Перепроверяйте. Некоторые тактики со временем теряют эффективность. Устранение тактических ошибок — постоянная работа.

Провал стратегии — что вы делаете

Есть хорошая идея, выбрали эффективную тактику, но промежуточная цель — неудачная.

Показательный пример — история Amazon. У Джеффа Безоса была конкретная идея: сделать Amazon самой клиентоориентированной компанией в мире.

Для этого в 1999 году он решил создать новый сервис — Amazon Auctions, который должен был составить конкуренцию Ebay. Безос быстро собрал команду и запустил проект за три месяца. Спустя полгода стало ясно, что это провал.

Через несколько месяцев Amazon запустил zShops — платформу, на которой компании и частные лица могли открывать онлайн-магазины. Ее тоже постигла неудача.

Но в 2000 году запустился Amazon Marketplace — и стал одной из самых успешных е-commerce платформ.

Безос быстро отказывался от неудачных форматов и запускал новые. Менялось то, что он делал, но финальная цель оставалась прежней.

Как предотвратить проблемы на уровне стратегии

Стартуйте быстро. Чем быстрее вы проверите стратегию в реальной жизни, тем раньше поймете, работает ли она. Не тратьте лишнее ресурсы на проработку слишком детального плана.

Запускайтесь с минимальным бюджетом. Если вы потратите много денег на неудачную стратегию, вам не на что будет тестировать следующую. В случае неудачи такой бизнес проще закрыть. Сложно отказываться от того, во что вложили много денег.

Научитесь переключаться. Менять стратегию — это нормально, главное — делать это быстро. Amazon — прямое подтверждение.

Провал миссии (vision) — почему вы это делаете

Проект и реализация удались, но вы не хотите этим заниматься.

Американский писатель Ральф Уолдо Эмерсон закончил Гарвард и стал пастором — как его отец. Но вскоре понял, что не согласен с учением церкви. Перед ним встал концептуальный вопрос: «Почему я этим занимаюсь, если мои убеждения идут вразрез с церковными догмами?».

Эмерсон ушел из церкви и отправился в путешествие по Европе. Там он общался с философами и писателями, а когда вернулся в США, основал Transcendental Club для философов, ученых и деятелей искусства. Эмерсон вошел в историю как один из крупнейших американских писателей и мыслителей.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Как избежать неудач на уровне миссии

#1. Определиться с жизненными приоритетами. Люди редко всерьез задумываются о собственных ценностях и миссии. Можно плыть по течению, но рано или поздно вы обнаружите, что живете не своей жизнью — как Эмерсон, который пошел по стопам отца. Честно ответьте на вопросы: «Чего я хочу?», «Как я хочу проживать каждый свой день?».

#2. Разделять миссию и стратегию. Джефф Безос объясняет успех Amazon так: «Мы упрямы во всем, что касается миссии. В деталях мы гибкие». Придется признать: тактика, стратегия и бизнес-модель — лишь детали, к цели можно прийти разными путями. Джефф Безос видел своей миссией создание компании с лучшим клиентским сервисом, Сэм Карпентер — создание лучшей телефонной справочной в США. Остальное — детали.

#3. Противостоять критике. Критика полезна, когда дело касается стратегии и тактики. Но не нужно отказываться от своих ценностей и принципов, если они кому-то не нравятся. Если вы уверены в своей миссии — у вас есть крепкий фундамент, на котором можно строить все остальное

Источник