21 апреля 2020
На каждую из сфер детских услуг пандемия повлияла по-разному. Владельцы частных школ быстро и без потерь перевели уроки в онлайн, образовательные центры ищут возможность привлечь клиентов со всего мира, а в детских садах готовятся к падению выручки на 80–90 %. Редакция «Своего дела» пообщалась с предпринимателями и выяснила, какие методы помогают их бизнесу оставаться на плаву
Образовательные центры для детей быстро перешли в онлайн. Так, все 400 учеников московской частной школы «Лидеры» занимаются дистанционно с помощью платформы Zoom. По словам директора Марины Шилкиной, цена, как и прежде, составляет 50 тысяч рублей в месяц. Она добавила, что снижать стоимость в компании не собираются, ведь количество занятий и их продолжительность не изменились. Преподаватели ведут уроки из дома.
В таком режиме работает и московская лингвистическая школа «Аллада». Перестроиться удалось за два дня, как рассказал директор Дмитрий Орлов. Кроме Zoom преподаватели пользуются образовательной платформой Progress.me, на которой размещают дополнительные материалы к урокам. Количество клиентов, как и плата за обучение, не изменилось, поэтому, по словам Орлова, показатели по ежемесячной выручке сохранятся.
работает в России
работает в Москве
посещают частные школы и детсады в Москве
Источник: данные НИУ ВШЭ за 2018 год, данные мэрии Москвы за 2019 год
Сотрудники московской школы актёрского мастерства «Талантино» благодаря переходу в онлайн смогли привлечь клиентов из других городов и стран. По словам основательницы Анны Яшиной, пришли заявки от жителей Калининграда, Санкт-Петербурга, Кирова, Сочи и Дублина. Из 125 учеников из-за смены формата прекратили заниматься порядка 20 % детей.
С апреля месячное обучение стоит четыре тысячи рублей. Раньше цена начиналась от 11 тысяч рублей. По задумке Яшиной, это сделает обучение более доступным для жителей регионов и позволит увеличить охват аудитории. Несмотря на то что стоимость занятий уменьшилась минимум в три раза, проект, по прогнозам предпринимательницы, не будет убыточным. Яшина рассчитывает, что выручку обеспечит возросшее число клиентов. Для продвижения преподаватели школы «Талантино» организовали бесплатный марафон мастер-классов по актёрскому искусству, импровизации и пластике.
Четыре года назад бывшая журналистка Анна Филиппова запустила сервис KidsWay. Его сотрудницы, которых в компании называют автонянями, на собственных машинах возят детей в школу, на секции, дополнительные занятия и обратно домой. Воспользоваться такой услугой можно в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. До пандемии автоняни выполняли 15 тысяч заказов в месяц, в среднем 700–800 в день. По итогам 2018 года выручка составила 12,3 миллиона рублей, а чистый убыток — 1,4 миллиона, о чём свидетельствуют данные РБК. Филиппова рассчитывала вывести компанию в плюс за 2019 год, но этого не произошло.
«Мы всё вкладываем в разработку нашей IT-платформы. Стартап как живой организм: он ест каждый день для того, чтобы расти»,
— говорит предпринимательница
По её словам, компания ежегодно растёт на 300–400 %. В 2019 году выручка составила почти 70 миллионов рублей. Этих показателей удалось достичь благодаря расширению клиентской базы. Размер убытка Филиппова не раскрывает.
С 16 марта образовательные учреждения по всей России начали переходить на дистанционное обучение. В Санкт-Петербурге и Екатеринбурге их закрыли на карантин 17 марта, в Москве аналогичные меры были приняты 21 марта. С этого времени заявки в KidsWay, по словам Филипповой, практически перестали поступать.
Предпринимательница запустила новую услугу — клиенты могли нанять бебиситтера, который проводил время с ребёнком, пока родителей не было дома. Но предложение действовало чуть больше недели: с 28 марта в регионах начали вводить режим самоизоляции, а компании перевели сотрудников на удалёнку. По словам Филипповой, несмотря на то что взрослые клиенты всё равно продолжают работать, они предпочли ограничить контакты с другими людьми и отказаться от услуг помощниц.
Сейчас в KidsWay зарабатывают только на доставке продуктов, услуга доступна в Москве и Санкт-Петербурге. Предпринимательница решила сконцентрироваться на этих городах из-за большего охвата. В Екатеринбурге сервис KidsWay приостановил работу. Цена доставки начинается от 390 рублей, дополнительно клиенты оплачивают продукты. KidsWay получает 150–200 запросов в день, в три раза меньше, чем до пандемии. По словам Филипповой, за цену выше, чем у конкурентов, клиенты получают заказ «всего через два-три часа без задержек», а не через несколько дней.
«KidsWay не соревнуется с сервисами доставки. Эта услуга — единственное, что мы можем предложить нашим клиентам сейчас»,
— рассказал предприниматель
Предпринимательница утверждает: несмотря на то что доставка не позволяет компенсировать всю выручку, она позволяет не прерывать работу, поддерживать связь с клиентами и избежать сокращений в команде. Уточнить, какой процент заработка удалось сохранить, она затруднилась. Зарплаты 300 автоняням Филиппова будет выплачивать из личных сбережений.
«В апреле у нас практически не будет прибыли. Выручка всех филиалов снизится на 80 %», — прогнозирует Татьяна Амарян, соосновательница сети детских садов Discovery. Она включает в себя 21 заведение в Москве и два в Санкт-Петербурге. В середине марта посещаемость упала на 25–35 %: из-за угрозы заражения родители решили оставить детей дома. С конца марта детсады приостановили работу — как минимум до 30 апреля.
месячная выручка детского сада Discovery до пандемии
сократится выручка сети в апреле
сократятся зарплаты сотрудников
Финансовые показатели Discovery зависят в том числе и от франчайзи. Чтобы их поддержать, владельцы сети временно сократили размер ежемесячных роялти на 50 %. «У нас есть финансовая подушка на апрель. В ближайший месяц мы планируем выплатить преподавателям 50–75 % от зарплаты. Это вынужденные меры на период простоя. Дальше всё будет зависеть от продаж онлайн-курсов», — говорит Амарян. По её словам, сотрудники с пониманием отнеслись к такому решению, так как хотят сохранить рабочее место.
Иван Малышев, основатель сети Bambini Club, с 30 марта также закрыл все филиалы. Всего в Bambini Club около 106 учреждений в Москве и регионах. До пандемии их ежедневно посещали 2850 детей.
По словам предпринимателей, сейчас детские сады не могут выполнять свою главную функцию — присматривать за ребёнком, поэтому многие родители после перехода на удалёнку решили расторгнуть договор.
«Клиенты должны предупредить об этом за месяц. Но 30 % просто прекратили выходить на связь, перестав платить. Остальные сказали, что детский сад пока не нужен», — объясняет Амарян. Месяц посещения Discovery стоит от 60 до 120 тысяч рублей. Обычно родители перечисляют полную сумму, даже если ребёнок полмесяца не ходил в детсад, перерасчёт не предусмотрен.
В марте в Bambini Club решили пойти на уступки: при оплате месяца услуг (в Москве она составляет 35 тысяч рублей) деньги за пропущенные дни «переносятся» на следующий месяц. Малышев считает, это позволит частично удержать клиентов от расторжения договора. «Если родители решат полностью отказаться от наших услуг, нам придётся вернуть предоплату», — поясняет предприниматель. К началу апреля уже около 25–30 % родителей расторгли договоры в Bambini Club.
выручка детсада Bambini Club в регионе
выручка детсада Bambini Club в Москве
упадёт показатель в апреле
Сейчас менеджеры Bambini Club пытаются договориться с арендодателями о снижении цены. Но, по словам Малышева, на уступки идут только 30 % из них. В регионах за одно помещение предприниматели платят 60 тысяч рублей в месяц, в Москве — в три раза больше. Малышев решил не сокращать зарплаты сотрудников. Он будет доплачивать работникам из личных сбережений.
По словам Амарян, так можно работать с детьми пяти-семи лет. Она уточняет: ребёнок помладше менее усидчив и не может воспринимать информацию долго. Несмотря на это, методисты придумывают новые развлекательные форматы для воспитанников в возрасте до пяти лет, в том числе записывают обучающие ролики по профильным (английский язык, окружающий мир и т. д.) и факультативным (шахматы, элементарные эксперименты) предметам.
Для клиентов в Discovery разработали три тарифа, цена которых составляет 30, 40 и 50 % от стоимости абонемента: в базовый входят только видеоуроки, в остальные — групповые и индивидуальные занятия с преподавателем. Несмотря на понижение цены, за следующий месяц заплатили только 15 % клиентов. Амарян уточнила, что компании не придётся возвращать средства родителям, так как они не вносили предоплату.
«Мы надеемся, что после карантина родители сразу поведут детей в сады, потому что малыши устанут сидеть дома, им нужно будет устранять пробелы в знаниях. Также рассчитываем получить выручку летом: вряд ли кто-то поедет за границу», — говорит Татьяна. Обычно в летние месяцы в Discovery ходит 50–60 % группы.
«Родителям, которые не хотят платить 50 % за онлайн-обучение, мы предлагаем индивидуальные уроки с носителями языка», — рассказывает Амарян. Одно занятие стоит две тысячи рублей. По мнению предпринимательницы, в таких уроках есть свои плюсы: например, ребёнок не забудет предмет и каждый день будет видеть педагога, к которому привык.
Так как детские сады частично переходят в онлайн, их владельцам нужно продвигать новые услуги в интернете. Например, в Discovery на продвижение онлайн-курсов с конца марта потратили около 300 тысяч рублей. Пока сотрудники сети ориентируются на жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря рекламе на платформу пришло 350 человек, уточняет Амарян.