12 мая 2020
В условиях кризиса многие производители, поставщики и дистрибьюторы столкнулись с необходимостью повышения цен на свою продукцию. В такой ситуации одна из главных задач бизнеса заключается в сохранении своих постоянных партнеров, ведь повышение цен понравится далеко не всем. Более того, некоторые постоянные заказчики могут просто уйти к конкурентам.
Чтобы снизить вероятность наступления таких событий, следует воздержаться от нескольких серьезных ошибок. Их перечисляет Алексей Тищенко, директор по развитию маркетинговой компании «Марко».
Если вы понимаете, что в самом скором времени вам придется повысить цены — как можно скорее предупредите об этом своих контрагентов любым возможным способом. Можно обзвонить ключевых заказчиков силами отдела продаж или сделать email-рассылку. Не стоит пренебрегать возможностью опубликовать сообщение в профильных СМИ. Чем раньше предупредите, тем лучше — у заказчика будет больше времени на подготовку к изменениям, верстку нового бюджета и т.п. Но главное — он будет лоялен к вам!
Итак, вы уведомили заказчика о скором повышении отпускных цен. Но самого по себе сообщения мало. Необходимо крайне внимательно отнестись к его содержанию. Рост цен происходит не только в кризисные периоды, и мы, работая с клиентами, среди которых много промышленных предприятий, за последние восемь лет не раз видели, какое огромное недовольство они испытывают, когда «бездушные» поставщики в один прекрасный день просто присылают новый прайс. Избежать такой ситуации нетрудно — достаточно проявить немного заботы.
Донесите до партнера две вещи:
Также хорошим маркетинговым ходом будет предложение заказчикам поспешить приобрести у вас продукцию еще по текущей цене — в том случае, если есть остатки на складе. С указанием, какой конкретно объем вы можете поставить до того, как цены вырастут. В любом случае, заказчик поймет, что вам не безразлично состояние его бизнеса.
После 9 марта, как только стало известно, что поставщики повысят нам цены на полимерные материалы, из которых готовится изоляция для труб, мы сразу распространили по деловым и отраслевым СМИ сообщение о том, что наша продукция, а также продукция аналогичных компаний на рынке очень скоро подорожает. При этом не забыли добавить, что у нас сформирован запас продукции, который мы готовы реализовать по текущей цене. Такие меры были предприняты в дополнение к информационной рассылке по нашей базе клиентов. Запас был распродан очень быстро и среди заказчиков не возникло паники — все были предупреждены вовремя.
Фото: Roman Samborskyi/Shutterstock
Этого делать нельзя, потому что вы создадите у заказчика обманутые ожидания. Как показывает практика, если цены вырастают, откат назад сам по себе невозможен. Его может вызвать агрессивный демпинг конкурентов или в целом рост уровня конкуренции на рынке (факторы, которые вы не можете контролировать), но точно не нормализация экономики и укрепление рубля после кризиса. А обещание снизить цену через полгода-год при невыполнении как минимум ухудшит ваши отношения с заказчиками, а как максимум вызовет их отток.
Если вы планируете срочно повысить цены и правильно проинформировали об этом клиентов, вероятность их отказа от сотрудничества все еще остается достаточно высокой. Да, они могут быть очень лояльными к вам, но, к примеру, не иметь достаточного бюджета для продолжения закупок по новым ценам. Поэтому следует подумать над тем, можете ли вы оперативно создать пусть менее качественный, но зато более дешевый, «бюджетный» вариант продукта. Такой, чтобы его можно было оставить в прежней ценовой категории. Если это получилось, вы можете предложить заказчику выбор из двух продуктов, и один из них он в любом случае будет закупать. Главное, чего нельзя допускать ни в коем случае — снижать качество товара или менять другие условия сделки без предупреждения.
Если специфика заказа согласована и подписана, нужно выполнить все условия договора, даже работая себе в убыток. В случае невыполнения обязательств перед заказчиком можно не только получить судебный иск, но и попасть в «черный список» недобросовестных поставщиков. Многие компании, в том числе с госучастием, ведут единый «черный» список, поэтому иметь дело с нарушителем никто из крупных игроков рынка не будет.
К сожалению, этим «грешат» очень многие компании. Попадая в ситуацию, когда число заказчиков стремительно сокращается, а цены на основную продукцию снизить нельзя, они:
Все ради одного: не снижаться по прибыли. А на самом деле в такой ситуации нужно думать об увеличении доли рынка. Возможностей открывается много, особенно для небольшого производителя.
Так, если спада продаж, несмотря на все усилия, не избежать, нужно ни в коем случае не паниковать (паника обычно приводит к плохо продуманным, стихийным решениям, которые усугубляют положение компании), а направить освободившееся рабочее время на анализ бизнеса и рынка.
Фото: Freedomz/Shutterstock
Если условия для ведения бизнеса становятся менее благоприятными, задача команды — сделать все для того, чтобы не заработать, а искать новые способы развития с прицелом на большой успех в будущем.