27 мая 2020
Бренд работодателя в кризис может отойти на задний план. Это ожидаемо: перераспределение бюджета, снижение продаж и сокращение сотрудников — только некоторые из проблем, которые занимают руководство компании в это непростое время.
Директор центра корпоративного обучения и развития платформы «Теории и практики» Александра Жирновская помогает разобраться, почему это может быть недальновидным решением и как можно поддержать бренд работодателя через формирование образовательной среды в компании.
Чтобы выжить после кризиса и не кусать локти по его окончании, компаниям нужно зорко следить за всеми фронтами — в том числе за имиджем себя как работодателя. В борьбе за таланты победят те, кто искренне думает о команде — сплоченности, лояльности и эмпатии. Команда, о которой компания проявляет искреннюю заботу, точно не подведет, особенно во время максимальной турбулентности.
Исследование Randstad выявило, что 91% компаний верят: их бренд и репутация в качестве работодателя способны повлиять на общую выручку. А 95% опрошенных предприятий считают, что в ближайшие годы важность защиты собственного бренда вырастет.
Метод работает и в обратном направлении: 91% соискателей стараются разузнать о своем потенциальном работодателе как можно больше, и 55% из них отметают вариант, вычитав о нем негативные отзывы.
Это значит, что сейчас — самое время вложиться в сотрудников, обеспечив их лояльность и вовлеченность.
Компания Link Humans создала шкалу измерения качества бренда работодателя — Employer Brand Index. В нее вошли 16 показателей, которые важны для сотрудников при оценке работодателя. Один из них — обучение и развитие.
Качественное всестороннее развитие достигается формированием соответствующей среды. По нашему опыту коммуникаций с множеством крупных компаний видно, что бизнес уже сформировал запрос не на разовые тренинги, а на комплексный (и регулярный, а не разовый) подход к созданию развивающей среды. За счет создания такой среды обучение органично встраивается в рабочие процессы и коммуникации, и сотрудники развивают привычку учиться постоянно.
Эксперты нашего центра корпоративного развития собрали примеры, демонстрирующие, как укреплять бренд работодателя с помощью развития образовательной среды и комплексных обучающих и просветительских решений.
Компания A на время кризиса сократила расходы. Первыми под нож пошли траты на обучение. Впрочем, совсем отказываться от образовательных программ руководство не стало:
«Мы решили привлечь к обучению внутренних экспертов. В каждой компании есть сотрудники с релевантным опытом, которые готовы делиться своей экспертизой с коллегами — это один из самых ценных ресурсов организации. Главная задача руководства и HR — поддержать, замотивировать таких сотрудников и дать им необходимые инструменты эффективной передачи своих знаний».
Такой способ позволяет одновременно убить сразу несколько зайцев:
В итоге бренд работодателя усиливается за счет нескольких факторов. Во-первых, растет вовлеченность сотрудников-экспертов, а вместе с ним — и их лояльность компании и бренду работодателя. Во-вторых, это увеличивает мотивацию остальных сотрудников к развитию. Наконец, аккумулирование и систематизация знаний внутри может стать первым шагом к распространению этой экспертизы и вовне компании, что положительно скажется на ее имидже на рынке в целом.
Компания Б после ухода на удаленную работу организовала корпоративный лекторий.
«Таким образом мы смогли поддержать образовательно-развивающую среду, долгое время создававшуюся в нашей компании. Пока усилия не пропали даром — сотрудники стараются не пропускать онлайн-лекции и с интересом ждут новых», — резюмируют в компании.
Преимуществ у такого вида поддержки тоже немало:
В результате бренд работодателя в компании Б поддерживается за счет трансляции корпоративных ценностей, сохранения «лица» заботливой компании в глазах уже работающих сотрудников в период кризиса и укреплении эмоциональных связей между сотрудниками в условиях дистанционной работы.
Компания В приняла решение о сокращении.
«Это всегда грустный опыт, но иногда иных вариантов не остается. Мы проводим офбординг-кампанию, консультируя человека перед окончательным разрывом», — рассказали нам в компании.
В первую очередь, здесь бренд работодателя поддерживается за счет последнего впечатления уходящего сотрудника. Впоследствии при написании им отзыва в интернете это впечатление окажет положительное влияние и позитивно отразится на общей оценке работодателя.
Обучающие и просветительские проекты — один из важнейших инструментов поддержания команды в кризис, и отказываться от них совершенно точно не стоит.
Бренд работодателя держится на эффективных коммуникациях, и такие проекты дают возможность в нетривиальном формате транслировать нужные сообщения текущим сотрудникам и потенциальным соискателям.