01 февраля 2021
Как работает модель франчайзинга в сфере здравоохранения? Какие есть тенденции и нюансы? Сколько это стоит и как выбрать франшизу? “Новый бизнес” собрал “больные” вопросы о медицинском франчайзинге и нашел ответы на них.
Весной 2020 года РБК опубликовал рейтинг самых востребованных в России франшиз, составленный по данным Роспатента за 2019 год. Самыми популярными оказались франшизы в сфере услуг, в том числе медицинских. Так, например, в призовую тройку топ-50 вошла сеть “Гемотест”.
На тот момент рост рынка франчайзинга к уровню прошлого года составил 16 %. Но из-за коронакризиса количество франшиз и их покупок, скорее всего, снизится. При этом составители рейтинга обратили внимание, что в условиях пандемии интерес сместился к франшизам “антикризисных” бизнесов, например медицинского и аптечного. Солидарен с этим мнением и журнал Franshiza.ru, который считает, что в реалиях коронавируса наиболее комфортно чувствуют себя медицинские франшизы.
Ничего удивительного – этот рынок и раньше рос, поскольку медицинский франчайзинг приносит высокий и стабильный доход за счет широкого спектра услуг и постоянной потребности в них. И тем более это актуально, когда на мир обрушилось цунами пандемии.
Суть франчайзинга в сфере здравоохранения и медицины, а сюда входят медицинские центры, диагностические лаборатории, оптики, клиники косметологии и стоматологии, не меняется. Это оплачиваемое право одного субъекта использовать преимущества раскрученного бренда другого.
Солидная франшиза гарантирует оптимизированные и стандартизированные бизнес-процессы, понятную финансовую модель, возможность обучения и адаптации персонала, единую систему контроля качества и клиентского сервиса, подключение к единой информационной системе, контакт-центру, CRM, поддержку на всех этапах открытия и развития.
Иными словами, да, это выгодно. Главное – не ошибиться с выбором франшизы.
Первое, что заслуживает вашего внимания, – это бренд компании-франчайзера. Во-первых, раскрученное, известное имя позволит сэкономить на рекламе. Во-вторых, у солидной организации отработана модель взаимодействия.
Изучите время присутствия игрока на рынке, поток людей, посещающих его центры, а также число договоров франшизы, которые франчайзер заключает и расторгает за год. Если расторжений много, это повод задуматься.
Само собой, надо изучить финансовые условия, время выхода на безубыточность.
Важным моментом для медицинского франчайзинга являются очень серьезные требования к помещению будущего центра. Некоторые франчайзеры расписывают высоту потолков, естественное или искусственное освещение, централизованное и резервное горячее водоснабжение, число раковин, скорость интернета и силу тока и т. д.
В интервью РБК+ руководитель сети клиник “Ниармедик” Александр Ненюков дал свои рекомендации, на что обращать внимание при выборе медицинской франшизы: “Следует критически относиться к информации в интернете, на сайте. Посещение офиса компании позволит оценить ее масштабы. Обслуживание сети клиник требует большого штата, небольшой офис с двумя-тремя комнатами – повод засомневаться в достоверности компании”.
Он также советовал зайти в разные центры сети и проверить реальную посещаемость клиник. Если пациентов мало, а в большинстве кабинетов нет врачей, это явный признак убыточности бизнеса.
“Общение с контрагентами сети, со страховыми компаниями также позволит лучше узнать компанию-франчайзера”, – считает Ненюков.
Как вариант можно заказать проверку и анализ франшизы квалифицированным специалистам.
Под стоимостью самой франшизы понимают первоначальный взнос, который называется паушальным. Его величина в медицинском сегменте колеблется от 50 тысяч до 4,5 млн рублей. Роялти – регулярные платежи за право работы в составе сети бренда. Средний размер роялти по крупным центрам и различным учреждениям в сфере здравоохранения – около 5 % (от 2 до 10 %). Есть фиксированные – до 60 тысяч рублей.
При открытии учреждения медицинского профиля, кроме требований франчайзера, необходимо учитывать законодательные требования Федерального закона № 323-ФЗ, Положения о лицензировании медицинской деятельности и СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность”, требования Роспотребнадзора к помещению, условия лицензирования.
Наличие медицинского образования у франчайзи, возможно, и помогает делу, но не является требованием франчайзера.
Вернемся к рейтингу франшиз РБК за 2019 год. В топ-50 из медицинских организаций входят следующие: “Гемотест”, “Хеликс”, “Инвитро”, “Ситилаб” и другие. Аналогичный рейтинг Бибосс повторяет этот список, завершая топ-5 франшизой “Литех”.
“Инвитро” выполняет более 2 000 различных видов исследований и анализов. Имеет 9 лабораторных комплексов (как и в большинстве лабораторных франшиз, в центрах сети производится отбор биоматериала, который затем доставляется в лабораторный комплекс, где и выполняются анализы), больше 1 100 открытых медицинских офисов в 440 городах 6 стран мира. Суммарное количество пациентов – 11,5 млн.
Имеет два пакета. Первый – франшиза “ИНВИТРО. Городок” – процедурный кабинет для небольших городков. Размер инвестиций – 900 тысяч рублей. Паушальный взнос – 150 тысяч рублей. Роялти – 2 % от оборота. Окупаемость проекта – от 2 лет.
Второй пакет “ИНВИТРО. Стандарт” – можно выбрать только услуги лабораторной диагностики или добавить к ним пакет дополнительных медицинских услуг (УЗИ, ЭКГ, вакцинация, предрейсовый осмотр водителей). Инвестиции уже – 2,3–4,9 млн рублей. Паушальный взнос – 700 тысяч рублей в Москве и 300–500 тысяч рублей в Московской области и других регионах. Роялти – 28 тысяч рублей.
“Ситилаб” имеет 8 лабораторных комплексов, 320 медицинских центров в 140 городах. Более 2 млн пациентов в год. Инвестиции, необходимые для открытия центра, – от 600 тысяч до 2,5 млн рублей, паушальный взнос – 50–150 тысяч рублей, роялти – 2 %. Срок окупаемости – от 1,5 лет.
“Хеликс” выполняет более 1,5 тысяч наименований исследований для более чем 1,5 тысяч частных и государственных медицинских учреждений, оказывает услуги клиентам в 127 городах России, имеет 3 лабораторных комплекса. Под брендом “Хеликс” открыто более 300 диагностических центров на всей территории России.
Требуемый размер инвестиций – от 700 тысяч до 3,5 млн рублей, паушальный взнос – 50–500 тысяч рублей. Размер роялти – 2 %.
“Гемотест” проводит более 2,5 тысяч лабораторных исследований, имеет 5 лабораторных комплексов. Открытие франшизы потребует вложения от 100 тысяч до 1,85 млн рублей, паушальный взнос – 50–200 тысяч рублей. Роялти привязаны к обороту и составляют
0,18 % дохода от услуг лабораторной диагностики. Выручку от всех собственных услуг (взятия биоматериала, услуг функциональной диагностики, медицинских манипуляций) франчайзи оставляет себе в полном объеме. Взнос на оплату IT-системы – 1 % дохода от услуг лабораторной диагностики. Партнерам компания предлагает маркетинговое и рекламное продвижение на федеральном и локальном уровнях. Средние показатели выхода бизнеса на безубыточность – с 3-го месяца работы, окупаемость – в течение 1,5 лет.
“Литех” предполагает гибкие варианты сотрудничества с разными вложениями, доходностью и условиями. В среднем объем инвестиций, необходимый для открытия, – от 900 тысяч до 2,5 млн рублей, паушальный взнос – 50–100 тысяч рублей. Роялти – 10 тысяч рублей.
Поскольку в рейтинги попали лишь лабораторные сети, предлагаем рассмотреть владимирскую франшизу детской клиники и детской стоматологии “Бэбибум“, поддержанную Фондом “Наше будущее”. Паушальный взнос – от 1 млн рублей, роялти – 5 % от оборота. Минимальный бюджет – 4 млн рублей. Окупаемость – от 1 года.
Надо сказать, что создатели франшизы прошли путь от небольшого центра в 120 кв. метров до большого многопрофильного медицинского центра, поэтому знают все подводные камни на этом пути и готовы предостеречь своих партнеров.