03 июня 2021
Три четверти предприятий малого и среднего бизнеса в России — семейные компании, в которых работают супруги и родственники. Активно развиваются семейные мебельные цеха, частные пекарни и магазины. В чём особенности российского семейного бизнеса, как он устроен и зачем ему отдельный налоговый режим, читайте в нашем материале.
Многие крупные западные корпорации выросли из небольших семейных бизнесов. Например, основатель сети Walmart Сэм Уолтон в 1950-е годы развивал первые магазины вместе со своим братом. По данным на март 2020 года, семье Уолтона по-прежнему принадлежит 48% крупнейшей по объёму продаж компании в мире с 2,3 млн сотрудников во многих странах.
На Западе семейный бизнес, по понятным причинам, развивается дольше, чем в России. Так, по данным Торгово-промышленной палаты (ТПП), средний возраст 500 крупнейших семейных предприятий в Германии — 101 год.
«Семейный бизнес играет жизненно важную роль и является основой зарубежных экономик, потому что он нацелен на стратегическое развитие и долголетие», — говорит вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова.
Чаще всего под семейным бизнесом подразумевают компании, в которых более 50% уставного капитала принадлежат членам одной семьи (для компаний, чьи акции торгуются на бирже, этот показатель может быть меньше). Половина работников таких компаний — члены семьи.
В России большинство семейных бизнесов (73%), по данным Deloitte, работают меньше 20 лет и управляются членами семей в первом-втором поколении. Кроме того, это в основном небольшой бизнес — 52% семейных бизнесов имеют оборот до 500 млн рублей.
Руководители фамильных бизнесов в России стремятся к привычным для Запада бизнес-историям в 100 и более лет, считают в ТПП. Согласно результатам опроса Deloitte, 94% респондентов считают, что доля собственности в их компаниях перейдёт по наследству.
Согласно последнему опросу ТПП, 76% российских семейных компаний считают необходимым изменить законодательство в сфере трудовых отношений. Это относится к приёму на работу, оформлению отпусков, начислению зарплат членам семьи и родственникам, в том числе несовершеннолетним. Ещё 87% указали на необходимость специального налогового режима.
Сейчас в России обсуждается разработка семейного патента. Он должен стать гибридом правовой формы и налогового режима. Микропредприятия с численностью до 15 человек буду приобретать патент на семью и работать в течение года, не оформляя никаких других документов каждому члену семьи.
Руководитель семейной компании на патенте регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя, а взаимоотношения с членами семьи регламентируются на основании гражданско-правового договора. По словам экспертов, это должно упростить бухгалтерию, наследование и т.д., что позволит семейным бизнесам быстрее развиваться.
Сколько представителей семейного бизнеса готовы в ряде случаев пренебречь долгосрочными целями для решения насущных финансовых задач — например, разработку новых продуктов и услуг, необходимых для выживания бизнеса:
Сколько респондентов вынуждены постоянно решать в первую очередь именно насущные задачи:
Сколько респондентов готовы отказаться от контроля над семейным бизнесом, чтобы поддержать его финансовую стабильность: