23 августа 2021
В России, по данным на 2020 год, насчитывалось 17,5 тысячи подростков в возрасте от 14 до 18 лет, занимающихся предпринимательством. Мировая статистика не называется, но, несомненно, она впечатлит.
“Новый бизнес” собрал примеры предпринимательских проектов зумеров по всему миру, и, оказалось, для них нет ничего невозможного, в том числе и закрытых рыночных ниш! Эти дети уверенно и самостоятельно решили вопрос с карманными деньгами, а некоторые зарабатывают больше родителей! Есть среди них и социальные предприниматели. Читаем и восхищаемся!
Лэнгстон Уитлок из Атланты в 16 лет стал сооснователем платформы социального такси. Лэнгстон Уитлок и его подруга Джанез Джин запустили в 2018 году приложение SafeTrip, которое предназначено для бездомных и пожилых людей и позволяет им самим, а также ухаживающему за ними персоналу и поставщикам медицинских услуг бронировать медицинский транспорт.
Джанез была профессиональной певицей, но как волонтер раздавала еду бездомным. В один из таких ужинов бродяга рассказал ей, что продовольствие – лишь вершина проблем, что зачастую такие люди не имеют доступа к медицинской помощи.
Именно это стало толчком к созданию приложения SafeTrip, которое она запускала вместе с Лэнгстоном.
Бизнес работает по системе каршеринга: пользователь загружает приложение, выбирает тип автомобиля и запрашивает поездку. Но отличие существенно. Здесь пользователи запрашивают транспортные средства и машины скорой помощи, оборудованные для инвалидных колясок, а водители проходят обучение сердечно-легочной реанимации, открытию дверей для клиентов с ОВЗ и т. д.
В 2019 году компания собрала 3,4 миллиона долларов, тогда в штате водителей насчитывалось 800 человек примерно в 80 городах.
Эрин Смит сейчас 21 год, а она уже смогла сделать мир намного лучше. Ее компания FacePrint стремится помочь тысячам людей с болезнью Паркинсона, позволяя выявить заболевание задолго до того, как оно полностью проявится.
В 16 лет она обратила внимание, что люди с этим заболеванием, причем за годы до того, как оно физически станет заметным, имеют отличающуюся мимику – их смех и улыбка выглядят по-другому.
Девочка опросила знакомых врачей, которые тоже замечали эту особенность во время своей практики. Однако теста или программного продукта, который аккумулировал бы эти наблюдения, не существовало. Тогда Эрин начала разрабатывать собственный тест, назвав его FacePrint, а потом и учредила свою компанию FacePrint Inc.
Оказалось, что разработанный ею тест имеет 85 % эффективности, существующий сейчас – всего 70 %. FacePrint уже внедрен во многие больницы Канзаса. Эрин надеется, что к концу 2020-х годов FacePrint станет стандартом во всех больницах США.
Остается добавить, что в 2018 году Эрин была названа всемирным подростковым лидером по версии WAAF, а в 2019 году вошла в рейтинг Forbes 30 до 30 лет.
Его создательница задумала свой бизнес в 4,5 года! Именно столько было Микаиле Ульмер из Техаса, когда ее ужалила пчела. Причем здесь бизнес? Девочка испугалась, и чтобы преодолеть страх, начала исследовать пчел. Так, выяснила, что они на грани исчезновения, при этом их роль для экологии колоссальна. Когда ей было 11 лет, прабабушка Микаилы Хелен прислала свою кулинарную книгу 1940-х годов, в которой был указан рецепт лимонада из льняного семени. И тогда Мики придумала, как можно применить рецепт бабушки, чтобы спасти пчел! Она основала, как бы это громко ни звучало, но это так, бренд лимонада “Me & The Bees Lemonade”, где вместо сахара используется мед.
Сначала она готовила “бабушкин лимонад” и продавала у дома, потом его стали заказывать пиццерии, а теперь он продается по всей стране – в США Me & The Bees Lemonade продается более чем в 1500 магазинах. В 2019 году было продано свыше 1 миллиона бутылок!
Причем мед юная предпринимательница покупает только у местных пчеловодов. Плюс с самого начала Микаила жертвует 10 % заработка местным благотворительным организациям, занимающимся спасением пчел. Многие из этих благотворительных организаций помогают тем же пчеловодам, которые снабжают ее медом.
В 2016 году она посетила по приглашению президента Белый дом. В 2020-м Мики выпустила книгу “Bee Fearless, Dream Like a Kid”, изданную Penguin Random House. В этой книге рассказывается о ее жизни как социального предпринимателя, а также о ее балансе между школой и бизнесом. К слову, собственный капитал девочки в 2020 году составил около 11 миллионов долларов.
В деревне Морщихинская Архангельской области живет Михаил Михнов. Он еще учится в школе, но уже имеет статус “самозанятый”. Бизнес юного предпринимателя – деревянные лодки для туристического сектора.
Дело в том, что деревня находится на территории жемчужины России – Кенозерского национального парка с потрясающей красоты озером. Каждый год сюда приезжают очарованные туристы знакомиться с местными ремеслами, традициями и, что самое дивное, кататься на лодке. Раньше в Кенозерье создавали, или как говорят местные, шили, традиционные деревянные лодки. Однако потом их вытеснили алюминиевые или пластиковые, а это совсем не то.
Михаил под руководством старших единомышленников вместе с ровесниками освоил строительство традиционных лодок – плоскодонок и килевых. Для них молодые люди построили специальную верфь, где ухаживают за лодками. А потом Михаилу пришла в голову идея не просто возродить традиционный промысел, но сделать его частью турбизнеса, сдавая лодки в аренду.
Алмас Мукри из Мумбаи было 14 лет, когда она придумала платформу по онлайн-продажам подарочных корзин с фруктами. Ее конечная цель – оказать социальное воздействие на каждом этапе производства этих корзин. Так, фрукты поступают от местных фермеров; корзины плетут бедняки из Каматипуры и женщины из малообеспеченных семей в Кашмире; подарочные карточки делают люди с ограниченными возможностями из организации Sharan. Кроме того, девушка рассматривала возможность сотрудничества с компанией по доставке Mirakle, которая нанимает слабослышащих людей для доставки (источник тут).
Когда Рия Каруманчи увидела, что ослепшая бабушка ее подруги с большим трудом передвигается по собственному дому, несмотря на использование трости, натыкается на разные предметы, то поняла, что с этим необходимо что-то сделать. “Белая трость”, которая помогает распознавать препятствия слабовидящим и незрячим, практически не изменилась за последние сто лет.
Каруманчи, научившаяся программировать в четвертом классе и много лет участвовавшая в молодежных инновационных программах в Торонто, решила создать устройство SmartCane. На тот момент девушке исполнилось 16 лет.
В трости-гаджете есть GPS-навигатор, который дает пользователю сенсорную обратную связь посредством вибрации – один гудок на левый поворот, два – на правый. Умная трость также оснащена ультразвуковым датчиком приближения, который обнаруживает и предупреждает пользователя о более высоких объектах в пределах колена и головы. Навигационная система прокладывает безопасный маршрут, а встроенная система выявляет другие риски, например мокрые скользкие тротуары.
Накш Кохли из Дели в 14 лет начал продажу эксклюзивного мыла ручной работы с эфирными маслами. Например, на день матери можно заказать мыло с ароматом белой розы. Молодой человек занимался продвижением и продажами мыловаренной продукции, произведенной разными ремесленниками Индии. Теперь он хочет расширить свою платформу продаж, где появится мыло, созданное нуждающимися и малообеспеченными ремесленниками. Доходы от его реализации вернутся им же (источник тут).
Бонус – конкурсы, премии и форумы по молодежному предпринимательству