14 января 2022
Хотя стариков становится все больше, бизнес ориентируется в основном на молодежь. Это проявляется в моде, медиа и кино, поэтому культурологи вовсю говорят о тинейджеризации культуры. Ролевые модели успеха явно помолодели — мир восхищается юными поп-звездами, стартаперами и блогерами. Крупные корпорации вроде Google и Facebook делают ставку на молодых сотрудников, а опытным специалистам предпенсионного возраста все труднее найти работу. Многие рынки игнорируют запросы пожилых людей, потому что не видят в них своего потребителя.
В России рынок продуктов и услуг для старшего поколения (на Западе для него придумали поэтическое название — «серебряная экономика») развивается медленнее. Наше общество не обращает внимания на проблемы старения, а наши пенсионеры не отличаются платежеспособностью. Как правило, после выхода на пенсию финансовые возможности россиян резко снижаются (в 2017 году средняя пенсия составляет 13 620 рублей). «У нас вообще нет культуры старости, при том что стариков становится больше каждый день», — сетовала геронтолог Дарья Белостоцкая в интервью «Афише». Пока маркетологи грезят о миллениалах с большими зарплатами, в нише продуктов и услуг для пожилых — дефицит предложения и низкая конкуренция.
В России старшее поколение — стабильно растущий потребительский сегмент. «Через десять лет число россиян старше 60-65 лет удвоится, — прогнозирует гендиректор гериатрического центра «Монино» Инна Карпенко. — Это произойдет из-за увеличения продолжительности жизни, а также выхода на пенсию детей послевоенного демографического взрыва».
Сегодня каждый четвертый россиянин — пенсионер. По данным Росстата, пенсию по старости получают около 35,6 млн человек. Это 24% от населения страны (146,8 млн). Доля пожилых россиян растет не первый десяток лет и продолжит увеличиваться в будущем. Так, в 2022 году количество пенсионеров по возрасту перевалит за 40 млн (27% от общего населения).
Сегодня многие торговые сети, турагентства, парикмахерские дают скидки по пенсионному удостоверению. Российские фитнес-клубы вводят специальные программы для пожилых людей, рассказывает директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym Ольга Киселева. «Нынешнее поколение 50-60+ активно и платежеспособно, — объясняет она. — Около 20% клиентов нашей сети — люди старше 60 лет. Если десять лет назад членские карты им покупали взрослые дети, то сейчас люди в возрасте приходят к нам сами, чтобы укрепить здоровье. Современная фитнес-индустрия предлагает им йогу, учитывающую возрастные изменения, пилатес, стретчинг, аквааэробику, скандинавскую ходьбу».
По мере повышения культуры старения россиян акцент «серебряной экономики» будет сдвигаться от лечения к профилактике, активному долголетию и повышению качества жизни, полагает замдиректора по направления «Социальные проекты» АСИ Антон Яремчук. Это досуговые центры, творческие студии, образовательные программы, возможности для подработки.
Рост числа стариков в России станет драйвером для отечественной сферы услуг, считают собеседники Rusbase. Сегодня в третий возраст входит поколение, которое успело реализовать себя вне социализма. «Новые пожилые» более состоятельны и хотят сохранить привычный уровень потребления. Если раньше на пенсии принято было посвящать себя внукам, то нынешние пенсионеры могут и хотят заниматься собой. В этом смысле в России приживается европейский подход к старению.
Теперь дело за контентом, который будет отражать интересы и точку зрения старшего поколения. В 2012 году основатель «Коммерсанта» и «Сноба» Владимир Яковлев запустил проект «Возраст счастья», который посвящен активной старости. Сайт рассказывает истории людей, которые находят себя заново после 50 лет — получают новые профессии, женятся, строят бизнесы, устанавливают спортивные рекорды.
Социальный предприниматель Анастасия Лазибная запустила маркетплейс услуг для людей за 50 — «Баба-Деда». Он собирает тысячи бесплатных и платных предложений для пожилых со всей России (клубы и кружки, учебные курсы, кружки, вакансии, туры, лекции и вечеринки), а также организует мероприятия. Проект «Баба-Деда» поддерживают благотворительные фонды, крупные корпорации и HR-агентства. Сам он зарабатывает на комиссии с привлеченных клиентов. Стартап меняет отношение российского общества к серебряному возрасту и борется с возрастной дискриминацией на рынке труда.
Рост занятости среди старшего поколения увеличит спрос на дополнительное образование и поиск работы для пожилых, полагает директор благотворительного фонда «Добрый город Петербург» Дарья Буянова. «Растет запрос на переобучение людей серебряного возраста, — согласен Антон Яремчук из АСИ. — Пенсионный возраст увеличивается, а ускорение технического прогресса требует наращивания компетенций. Пожилые пользователи интернета будут активными клиентами сервисов онлайн-образования».
«Нынешние пенсионеры выходят на пенсию полными сил, — говорит Наталья Перязева. — Они хотят зарабатывать и передавать свои знания». В 2015 году Наталья запустила необычный социальный проект «Сказки у камина», который объединил два ее бизнеса: старики из отеля для пожилых «Дом у парка» приходят в детский сад «7 гномов» читать сказки.
Многие россияне мечтают после выхода на пенсию открыть свое дело. В интернете много подборок с идеями бизнеса для пенсионеров. Как правило, они слишком наивны и лишены связи с реальностью. Ответственность и нагрузка предпринимателя подходят далеко не всем пенсионерам. По мнению собеседников Rusbase, сегодня пожилые россияне могут состояться в качестве нянь, репетиторов, тренеров, консультантов, технических писателей, а также выгуливать животных и заниматься мелким бытовым ремонтом. Многие пенсионеры коммерциализируют свое хобби и подрабатывают на продаже handmade-товаров.
«У нас бытует представление, что поместить своих родителей в пансионат — плохо, хотя в Европе это норма», — констатирует представитель фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Ольга Сидорова. «У нас до сих пор считается зазорным помещать родственника в специализированное заведение, да и сами пожилые люди относятся к таким переездам как к ссылке», — согласна Инна Карпенко. По ее мнению, на репутации коммерческих стационаров сказываются негативные представления общества о государственных домах престарелых. Маркетинг частных стационаров нужно строить в расчете на детей стариков, которые принимают решения и оплачивают услуги.
Раньше частные дома престарелых размещали у себя людей только на коммерческой основе либо выигрывали госконтракты. Теперь пенсионер может потратить выделенные ему деньги на частный дом престарелых. Государство поможет ему оплатить проживание, если органы соцзащиты подтвердят необходимость услуг. Остальную сумму придется оплатить из собственной пенсии. В государственных заведениях проживание тоже платное — оно обходится постояльцу в 75% от его пенсии.
По предложенному государством механизму сейчас работают немногие — слишком уж скромны компенсации для поставщиков услуг. «Тарифы рассчитываются на основе показателей госучреждений и не учитывают затраты на аренду здания, капитальные вложения и прочее, — перечисляет Анна Хотинская. — Зачастую сумма ниже себестоимости услуги».
«А мы уже второй год принимаем в своих пансионатах пожилых жителей Петербурга, которые сделали свой выбор в пользу частного учреждения», — рассказывает председатель совета директоров гериатрического центра «Опека» Алексей Маврин. Компания Senior Group получает 55 тысяч рублей из московского бюджета за 100 подопечных, остальное те выплачивают самостоятельно.
Но больше всего этот бизнес ждет широкого внедрения соплатежей — когда пожилой человек берет деньги государства и с доплатой идет в частное заведение. Пока что на практике чиновники довольно неохотно направляют пенсионеров в частные учреждения. Представитель фонда «Наше будущее» Ольга Сидорова ратует за систему целевых сертификатов. Если граждане будут свободно выбирать, в какую организацию принести сертификат на социальную услугу, это будет самый эффективный способ развития конкуренции.
«Швеция провела эксперимент: два идентичных объекта управлялись государством и частной компанией, — рассказывает Анна Хотинская. — При равном качестве услуг частная компания показала более высокие экономические показатели». По ее словам, российская система социального обслуживания будет работать эффективнее, если государство будет заказчиком и контролером услуг, а их исполнение передаст негосударственным организациям (коммерческим и некоммерческим).
«Услуги для пожилых — бизнес с огромными перспективами, — уверена Наталья Курачева. — Старение населения — очевидный демографический тренд, который нужно рассматривать как возможность для инвестиций. Запуская «Монино», мы смотрели на опыт США и Европы, где пенсионные фонды наращивают инвестиции в сегмент senior housing and care. Там это полноценный рынок, и мы хотим, чтобы он стал таким же и в России».
По подсчетам «Проекта 60+», частными пансионатами для пожилых в Москве и Петербурге занимаются более 130 компаний. Их общий номерной фонд — 9000 мест, совокупная выручка — 3,2-3,6 млрд рублей.
Также работающие объекты несут издержки, чтобы соответствовать обязательным нормам и требованиям контролирующих органов. По оценке гендиректора Senior Group Алексея Сиднева, сегодня качественный уход за пожилым человеком возможен при расценках от 60 тысяч рублей в месяц.
Значительная часть медицинских гаджетов рассчитана на стариков. Например, подмосковная компания «Нордавинд» разработала портативный кардиокомплекс для мониторинга работы сердца в домашних условиях. Полученную электрокардиограмму можно отправить своему врачу. С помощью кардиокомплекса «Нордавинд» провели экспресс-диагностику в нескольких подмосковных домах престарелых. Проблемы с сердцем были обнаружены у 95% стариков.
Гаджеты для дистанционного мониторинга здоровья стариков станут популярнее на фоне легализации телемедицины в России (депутаты обещали принять долгожданный закон этой весной). Логично предположить, что пенсионеры составят значительную часть аудитории будущих телемедицинских сервисов.
Похожую услугу предлагает служба социального сопровождения «Забота». Они продают мобильные телефоны и брелки с кнопкой вызова помощи. Нажав на нее, пожилой человек получает информационную поддержку по всем медицинским и бытовым вопросам. Он может вызвать скорую или сантехника, записаться к врачу, заказать на дом продукты, социальное такси, подобрать сиделку, варианты досуга, получить психологическую помощь. Региональные власти заключают с компанией госконтракты, чтобы социально незащищенные старики пользовались службой бесплатно. «Забота» работает в 10 регионах, у нее больше 16 тысяч абонентов.
Конечно, далеко не все старики открыты новым технологиям. Сегодня разработчики гаджетов и приложений должны продумывать интерфейс своих продуктов с учетом особенностей пожилых людей (крупные кнопки и шрифт). Раньше всех это поняли производители электроники, которые выпускают простые и надежные «бабушкофоны».