19 января 2022
Российские предприниматели надеялись, что 2021 год будет лучше предыдущего, но столкнулись с новыми вызовами: дефицитом персонала, ростом цен, ограничениями в виде QR-кодов и обязательной вакцинации, падением финансовых показателей. Forbes спросил у российских бизнесменов, чему их научил уходящий год и каким они видят 2022-й
«В 2021-м индустрию опять «потрясывало»: то локдауны, то ввод QR кодов, то требования обязательной вакцинации. Появились и новые трудности: рост стоимости ингредиентов и перебои с поставками. Рост сегмента доставки спровоцировал острый дефицит курьеров — и как следствие, рост ставок. В дефиците также и работники кухни, кассиры», — говорит управляющий директор «Додо Пиццы» в регионе Евразия (Россия, Казахстан и Белоруссия) Иван Тихов.
Несмотря на ограничения, выручка «Додо Пицца» в 2021-м выросла даже по сравнению с докризисным 2019-м: 37 млрд рублей против 20 млрд рублей. Но так успешно от последствий пандемии восстановились далеко не все компании. Оборот опрошенных Forbes рестораторов, владельцев салонов красоты и кинотеатров в 2021 году оказался на 25-30% ниже, чем в 2019-м.
В последние дни уходящего года Forbes спросил у российских предпринимателей, чему их научил непростой 2021-й и каким, по их прогнозам, для бизнеса будет 2022-й.
Алексей Ковалев, владелец сети фитнес-клубов Alex Fitness:
«2021 год прошел для нас очень тяжело. Выручка сети сократилась на 30%. На показатели повлиял локдаун, ограничения, введения QR-кодов. Первые два квартала мы работали очень хорошо и даже превысили показатели 2019 года. Появилась надежда погасить большую часть долгов, накопленных в пандемию. Но вот III и IV кварталы из-за ограничений были провальными, и в итоге мы сработали в полный минус.
Бизнес сильно закредитован. Все меры поддержки коснулись малых и средних предпринимателей. Мы — крупная компания, мы ничего не получили. Надо или помогать всем, или не помогать никому.
Если мы не получили поддержки за три волны, вряд ли в следующем году что-то изменится. За этот год мы вынуждены были закрыть 20 клубов из 74. Пока что прогнозы на 2022 год мрачные, уверен, что мы потеряем еще ряд площадок.
Фитнес-отрасли поможет только стабильность и понимание, что будет завтра. В нашем бизнесе есть целый спектр контрагентов, которые друг на друге завязаны, и любая нестабильность разрывает эту цепочку. Любая приостановка или новые требования разрывают процесс и порождают недополучение выручки, которое рушит дело».
Дмитрий Левицкий, основатель Hurma Group:
«Я знаю, что ситуация с ресторанным бизнесом во многих городах была сложная. Москву не затронули серьезные ограничения: летом вводили QR-коды, но в целом все было нормально. Все боялись, что ограничения затронут конец года, как было в 2020-м: перед Новым годом мы работали до 23:00. Слава богу, в Москве ни QR-кодов, ни временных ограничений, [на новогодние праздники] вводить не стали.
За 2021 год образовались проблема с персоналом: она системная, и накрывает нас как снежный ком. Наша отрасль в целом нестабильна. Люди увидели это, и теперь, после сокращений и отсутствия работы, идти работать в рестораны никто не хочет. Уменьшилось количество мигрантов — это тоже повлияло на нас. Тем не менее, в 2021 году получим прибыль, что очень приятно.
Если все останется как есть — не будет ограничений и мы будем работать в обычном режиме — то в 2022 году мы прирастем процентов на 15% к 2021-му. Глобальных планов на 2022-й мы не строим, потому что никто не может ничего предсказать. Даже правительство не в курсе, как будет развиваться ситуация: преодолели мы пик или нет. Строить долгосрочные планы сложно, но мы хотим делать параллельные проекты, связанные с доставкой и dark kitchens. Мы были несколько консервативны: не развивали ее — думали перетерпим. И только в 2021 году пришли к пониманию, что нужно искать альтернативные варианты заработка».
Иван Тихов, управляющий директор «Додо Пиццы» в России, Казахстане и Белоруссии:
«Не исключено, что в 2022 году на всю отрасль по-прежнему будет оказывать влияние пандемия. Вероятны новые всплески заболеваемости и сопутствующие этому действия регуляторов всех уровней. Однако несмотря на то, что неопределенность остается достаточно высокой, пандемию и локдауны уже нельзя считать абсолютным «черным лебедем», не поддающимся прогнозированию — скорее это элемент новой реальности.
Мы готовимся к дальнейшему росту конкуренции за людей и будем инвестировать в инструменты их привлечения и удержания в наступающем году. Надо полагать, что нас ждет продолжение инфляции продуктов питания и роста зарплатных ставок в массовых профессиях. Одним из главных вызовов для нас будет удержание цен, а также сохранение уровня сервиса».
Игорь Стоянов, основатель и президент сети имидж-студий «Персона»:
«2021 год для «Персоны» и для бьюти [индустрии] прошел исцеляюще. Мы, во-первых, научились жить в условиях пандемии. Научились эффективно и качественно закрываться: мы репетировали это в первых числах ноября, в режиме «на 10 дней». Без паники. Четко. С понимаем, что мы делаем во время пандемии. Во-вторых, за пандемию мы собрали невероятную команду: к нам присоединилось много профессиональных грамотных людей, которые покинули салоны, не справившиеся с вызовом времени. Мы подняли цены почти на 15% в связи с яркой инфляцией, чего не делали пять или шесть лет. И, наверное, стали более разборчивы с партнерами и поставщиками.
По деньгами мы выросли по сравнению с 2020 годом и почти восстановились. Салонов становится больше, и мы каждый месяц прирастаем на 5% по количеству новых точек, которые приходят работать под нашим брендом и с нашими стандартами.
2022 год точно будет годом аналитики и оцифровки. Нас ждут такие новые инструменты, как подписка и работа на клиента — вроде бы звучит это просто, но такие изменения в принципе меняют подход ко всему бизнесу. Нас ждет большая работа, чтобы помочь индустрии выйти на новый бизнес-уровень. Ждем также «изменения ДНК» администратора. Он перестанет быть просто человеком, отвечающим на телефоны. Администратор 2022 года — это аккаунт-менеджер, который работает с клиентами.
Через три-четыре года индустрия будет абсолютно другой: 20% рынка займут сети, 60% буду занимать специалисты, которые в том числе будут открывать свои именные, «крафтовые» салоны с узкой специализацией. Рынок ждут прорывные технологии в окрашиваниях, косметологии, уходах. Клиент будет более требовательный. Бояться надо только собственной безграмотности, отсутствия желания, энергии что-то менять. Тем, кто выступает в роли «догоняющего», еще не поздно сесть в последний вагон».
Барно Турсунова, соосновательница сети автосервисов «Вилгуд»
«2021 год научил меня, что надо быстро перестраиваться. Нас он еще больше натолкнул на то, что бизнесу нужно максимально оцифровываться.
Два года назад начали писать новую платформу Wilgood Soft и наконец-то к августу перевели на нее всю сетку и стали ее продавать сторонним обычным автосервисам. В 2021-м мы пересмотрели стратегию, и для сохранения единого качества решили «почистить» франчайзинговую сеть. Расторгли договоры с частью франчайзи и предложили им работать отдельно, но с софтом Wilgood Soft. На максимуме у нас было 100 с лишним франчайзи, сейчас — порядка 50. К Wilgood Soft подключены уже более 200 точек.
На нас негативно повлиял локдаун. Но слава богу, он был короткий. Мы опять писали письма, вели переговоры, чтобы автосервисы признали пострадавшей отраслью. Потом всех открыли. Пусть нас лучше не закрывают, даже если не признают пострадавшими. Мы сможем свое отработать, если нам дадут работать.
Конечно, я боюсь новых ограничений в 2022-м. От этого никто не застрахован, они будут все равно. Для себя сделала вывод, что чем просто бояться, лучше работать над тем, чтобы бизнес мог жить, несмотря ни на какие ограничения. В первом квартале мы запустим агрегатор для записи в автосервис. На самом деле это огромная боль клиента: тут не получится так просто, как с заказом пиццы — нужно обязательно позвонить, время согласовать, запчасти согласовать. Мы надеемся сделать эту запись такой же простой, как запись в салон красоты.
У меня есть и пожелание к 2022 году. Очень хотелось бы увеличить лимит по обороту, необходимому для того, чтобы оставаться на патентной системе налогообложения. Уже несколько лет лимит составляет 60 млн рублей для ИП. Но за это время запчасти выросли в цене в два раза. Отрасль нужно потихонечку выводить из серой зоны. Весь этот год мы несколько раз поднимали эти вопросы, но сдвиги еще не очень большие».
Михаил Мягков, основатель компании Maximum Education:
«В 2021 году было много моментов, которые указывают на то, что сферу образования будут регулировать более агрессивно. В 2022 году это регулирование коснется в первую очередь онлайн-ресурсов, которые используют в школах. В декабре Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации». С 2022 года все цифровые платформы, онлайн-учебники и электронные образовательные ресурсы для школ будут проходить обязательную верификацию в Министерстве просвещения. Из них ведомство сформирует реестр аккредитованных государством образовательных программ. Интересно, кто будет провайдером этих вещей для государства и как в связи с этим регулированием будет развиваться история с платформой для обучения и общения школьников «Сферум» от «Ростелекома» и VK.
Нашего сегмента — дополнительного образования для школьников — регулирование пока не коснулось. Мы не реализуем общую образовательную программу. Если запретят преподавать вообще все без согласования с государством, это очень сильно ограничит образовательный рынок в развитии. Не думаю, что это будут делать.
В 2022-м мы увидим какую-то реорганизацию образовательного рынка. Есть VK, который купил очень много разных активов. Сейчас холдинг будет переосмыслять свою стратегию — связи с тем, что у него сменились акционеры. Возможно, увидим какие-то сделки по продаже и объединению тех ресурсов, которые входят в VK.
Фон для всех этих перемен — к сожалению, падающая покупательская способность населения. Люди начинают экономить. Конечно, образование — не то, от чего отказываются в первую очередь. Но и наш рынок это может затронуть».