22 марта 2022
Представьте себе: вы придумали уникальный дизайнерский продукт, разместили его на маркетплейсе и начали вести успешную торговлю, регулярно отчисляя площадке процент с продаж. Конечно же, вы ожидаете, что ваши права будут полностью защищены. Но не тут-то было. Столкнуться с недобросовестными конкурентами, которые паразитируют на ваших идеях, может каждый.
И тут возникает вопрос: какую инфраструктуру должен предоставлять маркетплейс своим клиентам? Достаточно ли, если он просто дает возможность продавать товар или он обязан следить за добросовестностью участников и соблюдением законов в сфере авторского права? Своим видением ситуации с IPQuorum поделился юрист, основатель компании ArtLaw Руслан Гацалов.
К нам достаточно часто обращаются дизайнеры, столкнувшиеся с проблемой недобросовестной конкуренции на маркетплейсе. Большинство претензий, к сожалению, связаны с деятельность крупнейшего в России онлайн-ритейлера Wildberries. Не так давно мы консультировали дизайнера, придумавшего оригинальную модель корсетов. Как только товар был размещен на маретплейсе, то сразу начал пользоваться повышенным спросом. Однако через несколько месяцев другая компания вывела на площадку аналогичный продукт, полностью скопировав дизайн нашего доверителя. Более того, конкурент не стал ограничиваться только нарушением авторского права нашего клиента, но и начал писать негативные отзывы по поводу его продукции. Обращение к Wildberries с просьбой выяснить, правда ли, что пользователи, оставлявшие данные комментарии, приобретали товар, успехом не увенчалось. Маркетплейс просто не рассматривает подобные жалобы, так как не имеет соответствующей службы поддержки.
В данный момент мы также ведем дело, связанное с недобросовестной конкуренцией на этой площадке. Наш клиент разместил на маркетплейсе уникальную юбку с эффектом push up, учитывающую анатомические особенностей женского тела и позволяющую подчеркнуть изящность его изгибов. Через полгода в продаже появился аналогичный товар, полностью повторяющий дизайн юбки наших доверителей. Мы провели контрольную закупку и установили факт нарушения исключительных прав. Затем обратились к Wildberries с просьбой отреагировать и выступить регулятором в этом вопросе, то есть заблокировать профиль нарушителя и снять с продажи товар. Надо признать, что Wildberries пошел нам на встречу, но спустя пару дней тот же предприниматель создал новый профиль на площадке и продолжил свою незаконную деятельность.
Само собой, после этого мы отправили заявление в ФАС о нарушении антимонопольного законодательства, жалобу в Роспотребнадзор, а также исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы, где мы намерены отстоять права нашего доверителя на принадлежащее ему изделие. Конечно, как таковой претензии к маркетплейсу быть не может, и они не являются участниками разбирательства. Но вопрос, почему компания Wildberries до сих пор не осознала необходимость регулирования конкуренции, буквально повис в воздухе. Согласитесь, когда крупный игрок создает площадку, где представлена продукция различных предпринимателей, в том числе конкурирующих между собой, хорошо бы, чтобы существовал механизм, регулирующий недобросовестную конкуренцию, а также способ заблокировать продажу товара, если установлено нарушение авторских прав или средств индивидуализации. Для нас сегодня очень важно заострить внимание на этой проблеме. По данным компании Wildberries, по итогам 2021 года она увеличила оборот на 93% — до 844 млрд рублей с НДС (оборот от продаж товаров и услуг с учетом возвратов). В четвертом квартале продажи обновили исторический максимум, достигнутый в третьем квартале, и составили 304,8 млрд рублей, что на 101% больше, чем в четвертом квартале 2020 года. Во многом этот рост связан с тем, что ритейлер упростил возможность выхода на площадку предпринимателей и выведение нового товара.
Упрощение главным образом произошло за счет уменьшения требований к качеству, а также документальному подтверждению того, что изделие не является контрафактным. На наш взгляд, компания Wildberries, развиваясь и увеличивая свою прибыль, не должна забывать о необходимости быть ответственной как перед потребителями товаров, так и перед своими контрагентами.
Ведь из-за недобросовестной конкуренции страдают не только дизайнеры и предприниматели, а также их покупатели, но и сама площадка, так как вместе с доверием контрагентов она теряет и деньги. Более того, заработок площадки напрямую связан с тем, насколько хорошо идут дела у ее клиентов.
Конечно, маркетплейс не наделен полномочиями проводить проверку и устанавливать, кто является правообладателем на тот или иной продукт. Но ситуацию можно было существенно улучшить, приняв несколько важных решений. Во-первых, в договоре, который предприниматели заключают с маркетплейсом, должно быть указано, что подписавший его предприниматель гарантирует, что имеет право на продажу товара, не нарушает ничьи авторские права и не присваивает ничью интеллектуальную собственность. Во-вторых, площадка обязана проводить модерацию комментариев, не позволяя бизнесменам безосновательно очернять друг друга. Мы уверены, что это позволило бы значительно снизить количество случаев недобросовестной конкуренции, привлекло бы на площадку новых предпринимателей и повысило бы прибыль как креаторов, так и маркетплейса.
Правда, не думаю, что в данный момент маркетплейс готов активно этим заниматься. А учитывая легализацию параллельного импорта (ввоз в страну товаров, на которых нанесен какой-либо товарный знак без разрешения правообладателя этого товарного знака), которую представители Wildberries обсудили с ФАС, — тем более. Скорее, мы сделаем десять шагов назад как в области защиты интеллектуальной собственности, так и в противодействии недобросовестной конкуренции.