+7 3842-75-17-09
Логотип

06 апреля 2022

Под санкциями: как работают проекты для животных

Проекты, предлагающие товары и услуги для животных, во многом завязаны на поставках из-за границы: до недавнего времени они продавали специализированные импортные корма, вакцины, использовали не только российское оборудование и материалы. Сейчас в связи с огромным числом санкций, с которыми столкнулась Россия, продолжать работу в прежнем режиме они не могут.

Мы пообщались с основателями проектов для домашних животных о том, как изменились спрос и поведение покупателей, что будет с ассортиментом и подходом к работе и какие первые шаги они уже предприняли.

Сергей Шипелев, зоомагазин «Пёс его знает», Самара

Наши проблемы начались 28 февраля: это был тот «день икс», когда у нас пропала возможность прогнозировать даже на день вперёд. Поставщики прислали письма, что они аннулируют все договорённости, замораживают поставки и берут паузу на несколько дней, чтобы понять, как быть. Говорят: «Извините, но нам тоже нужно что-то есть, поэтому мы не можем просто отдавать товары себе в убыток по старому курсу».

В нашем бизнесе предыдущие полтора года всё к этому шло: зарубежные бренды корма всё больше запрещали и ограничивали. Нам чуть ли не намекали, мол, ребятки, не останется ничего — давайте делайте что-то своё. Мы ждали, что наступит полная задница, — она и произошла. Так что мы планируем перестраивать формат — переходить на собственные корма, запускать натуральную диету для кошек и собак, мясо и замороженные субпродукты. Последнее мы уже запустили совместно с местным мясокомбинатом. Наш путь — дальше уходить в натуральное правильное питание для животных.


— Сначала мы вообще не публиковали никакого контента: не было ни возможности, ни сил. Мы прощупывали свою аудиторию, чтобы понять, что она от нас ждёт. Увидели интерес к тому, что будет дальше, куда бежать и что запасать, поэтому стали держать в курсе остатков товаров и давать советы. Словом, информационный блог: ничего развлекательного не осталось.

 

Сергей Шипелев
основатель зоомагазина «Пёс его знает», Самара


Аудитория в панике: если сравнивать с пандемией, то это небо и земля. В пандемию скупали гречку и туалетную бумагу, потому что могут быть перебои, а сегодня все понимают, что товары закончатся вообще навсегда. Люди с кредитными картами приходят брать большие мешки корма, вакцины и сыворотки. Мы работаем не покладая рук: доставка, тонны переписок и консультаций. 

Мои эмоции очень разные. Ты понимаешь, что все твои мечты, ожидания и надежды не реализуются в том виде, в каком ты хотел. Ты видел свет в тоннеле, шёл к нему, а теперь его выключили и говорят: «Давай заново». Я понимаю, что мне надо заново изобретать что-то, и все силы и энергию бросать на то, чтобы выживать. Плюс я руковожу бизнесом — мне приходится держать себя в руках перед сотрудниками, мотивировать людей, мол, мы с вами будем заново изобретать велосипед. Но руки уже трясутся, а глаз дёргается: в воздухе витают одни вопросы. Хочется, чтобы это всё уже скорее закончилось.

Алёна Щербакова, грумер, бренд товаров для животных «Эй, пёс», Санкт-Петербург

Основное — это резкое повышение стоимости косметики для собак: на 25-40%. Почти все грумеры работали на иностранной косметике, пока что всё можно купить, дефицита нет, но цены не радуют. 

Многие задумываются о переходе на российские и белорусские марки, но большинство из них ниже качеством. Также подорожали инструменты (ножницы, машинки, ножи) более чем на 60%, а что то вообще в два раза. 

Я закупила косметику по старым ценам на несколько месяцев работы — параллельно буду пробовать русские бренды. Но полностью переходить на русские не планирую — буду покупать зарубежную, хоть и дороже. 

Планирую повышать стоимость услуг через пару месяцев: сейчас как-то неловко. Но это связано не только с ростом цен на расходники: это было запланировано. Для дополнительного дохода планирую проводить онлайн-консультации для грумеров в других городах на тему гуманного груминга. 


— Первые несколько дней в аккаунте бренда я не выкладывала ничего, также у меня есть платный телеграм-канал для грумеров, в котором я приостановила постинг на несколько дней. На это не было сил. Сейчас я взяла себя в руки и продолжаю вести соцсети и канал.

 

Алёна Щербакова
грумер, основательница бренда товаров для животных «Эй, пёс», Санкт-Петербург


Например, сейчас на канале мы обсуждаем тему того, как грумеру поддерживать себя в балансе, как помочь своему телу справляться со стрессом. Наша работа и без того требует максимально ресурсного состояния и довольно стрессовая, ведь у нас в руках острые ножницы и животные, которые не всегда рады здесь оказаться.

В инстаграме* я постоянно так или иначе комментирую ситуацию в стране в сторис, но продолжаю выкладывать свою рутину и новую реальность. 

Помимо того что часть моих клиентов уехала на ближайшее время в Грузию и Турцию и пришла перед поездкой подстричь покороче, чтобы хватило на дольше, особых изменений не так много. Сейчас начало активного грумерского сезона, и спада я не заметила: клиенты записываются и на апрель, никто не отменяет записи. Некоторые предпочитают расплачиваться наличкой. 

Вообще мы с мужем, конечно, тоже рассматривали вариант переезда: работу грумером в доступных странах найти более чем реально. Но пока не решаемся.

А ещё порог вхождения в профессию стал выше: если раньше можно было закупить инструмент и косметику на первое время на 40-50 тысяч рублей, сейчас потребуется сумма в два раза больше.

Юлия Фёдорова, проект Rachel WOW, Ростов-на-Дону

Мы живём и работаем в Ростове-на-Дону — это очень близко к границе. В самом начале мы столкнулись с непониманием, что делать нам вот здесь и сейчас. Бежать, продолжать жить, читать все новости, не читать совсем ничего, смотреть в небо или смотреть под ноги. В первую очередь мозг фокусировался на жизненных потребностях. Это был шок. 

Сразу следом включилось мышление предпринимателя. Мы стали думать, как поддержать команду, чем мы можем быть полезны для них. Первое время было трудно выразить свою позицию: агрессия висела в воздухе. Какую позицию ни занимаешь — ты плохой. 27 февраля мы выложили пост с нашей позицией, получили очень много поддержки от наших клиентов и поняли, что мы точно нужны людям. Цель нашего проекта, помимо качественного производства товаров для собак, — нести тёплые, добрые и дружественные эмоции, а это сейчас единственное, что вселяет веру и надежду.


— Через несколько дней нам пришлось удалить наши посты и убрать наши шоперы [с антивоенным высказыванием], которые мы разработали ещё год назад, но только в январе дошли руки до реализации этой идеи. Наш пост и наши шоперы, по совету юристов, мы удалили, так как они попадали под новый закон об уголовном наказании за фейки о войне и антивоенные призывы.

 

Юлия Фёдорова
основательница проекта Rachel WOW, Ростов-на-Дону


Все поставщики заморозили продажи сырья, фурнитуры и материалов, так как были неясны курс доллара и дальнейшая ситуация с поставками. В день мы наблюдали рост цены на холлофайбер в два раза. Это очень критично: таких поворотов судьбы мы точно не ожидали. Все закупки перерасчитываются исходя из курса доллара или евро: так можно осознать разницу в закупке материалов до 24 февраля и сегодня. 

Мы планируем продолжать делать наше дело! Ни в коем случае не будем резать рекламные и маркетинговые бюджеты, активно работаем в направлении амбассадоров нашего проекта, запустили телеграм-канал «Собаканутые», возвращаем к жизни нашу группу во ВКонтакте. Работаем кратно росту доллара: чем выше доллар, тем дольше горит свет в офисе Rachel WOW. Сделаем упор на диверсификацию наших каналов продаж: у нас в целом всё хорошо сложилось, но всё-таки инстаграм* брал на себя большую роль в продажах. Будем искать и придумывать новые товары, которые будут такими же функциональными и классными, но ниже по стоимости. Будем пытаться сдерживать цены как можно дольше. Будем стараться создавать комьюнити дог-брендов и клиентов. Будем поддерживать друг друга и стараться смотреть в светлое будущее. 

В марте мы вернулись к нашим стандартным публикациям: выкладываем смешные рилс, которые очень полюбились подписчикам, друзьям и клиентам. Надеемся, мы сможем это делать дальше. 

Источник