+7 3842-75-17-09
Логотип

24 апреля 2022

Компании, которые успешно масштабировались, не покидая Россию

Создать процветающий бизнес и масштабировать его, не покидая Россию, — более чем реализуемо, уверен Дмитрий Спиридонов, сооснователь Cloud. Он рассказал о нескольких компаниях, которые успешно развиваются на российском рынке, продают свои технологии, не покидая его, и открывают филиалы за рубежом.

Уже на этапе запуска стартапа или создания компании основатели выбирают оптимальную для своего бизнеса стратегию масштабирования. Для некоторых местный рынок становится полосой разгона, после которого проект переместится за рубеж.

Другие же заранее для себя определяют, что российский рынок будет для компании определяющим и останется таковым навсегда. Это не значит, что масштабированию и выходу на зарубежные рынки не бывать. Однако если дело все же дошло до открытия филиалов в других странах, штаб-квартира компании и «пульт управления» останется здесь при любых обстоятельствах.

Создать процветающий бизнес и масштабировать его, не покидая Россию — более чем реализуемо. Мы — еще одно тому доказательство. Приведу несколько примеров компаний, которые успешно развиваются на отечественном рынке.

 

Vision Labs

Компания специализируется на биометрии, машинном обучении и разработке ПО. Благодаря технологиям Vision Labs жители Москвы теперь могут расплачиваться в метро с помощью системы Face Pay, а система распознавания лиц в метро эффективно вычисляет рецидивистов. Только за первый месяц работы этой системе было распознано 42 преступника.

Сегодня Vision Labs имеет офисы в Москве и Амстердаме, деловые отношения с партнерами развиваются в 38 государствах, а под управлением компании работает полтора миллиона видеокамер по всему миру.

Спустя пять лет с момента создания, компания продала часть акций (25%) и вошла в группу компаний «Сбер» в 2017 году. Это весьма распространенная и выигрышная стратегия — продать долю более крупному игроку. Почему это полезно?

С этих пор вы находитесь под покровительством «большого брата». При должных договоренностях вас и ваших сотрудников подключат к уже давно налаженной экосистеме компании, а средств на развитие и масштабирование продукта станет в разы больше. 

Конечно, вы всегда можете отказаться от такого предложения и принять решение о развитии компании и продукта своими силами — медленно, но верно. Тут уже выбор за вами, и это не значит, что он верный или не верный. Не стоит делить все на черное и белое, все зависит от стратегии и целей, которые вы изначально ставите.

 

Cognitive Technologies

Cognitive Technologies — компания, которая существует с 1993 года и была создана на основе института системного анализа РАН. С ходом времени происходило развитие и расширение продуктовой линейки. Все начиналось с систем распознавания текстов, а на сегодняшний день компания предлагает беспилотные системы не только на территории России, но и за рубежом: в странах СНГ, Европы, Южной Корее, США и Латинской Америке.

В 2010 году компания подписала соглашение с NVIDIA об объединении усилий в области обработки изображений, чуть позже была разработана система электронного документооборота — «Е1 Евфрат», которая успешно продавалась за рубежом.

Последние разработки компании в сфере беспилотного управления отлично прижились в сферах сельского хозяйства и общественного транспорта по всему миру. В 2019 году компания начала работу над созданием прототипа локомотива с возможностью беспилотного управления совместно с «РЖД».

Узнай, как стать востребованным бизнес-аналитиком по ссылке

Несмотря на такую востребованность разработок Cognitive Technologies за рубежом, компания продолжает развивать свои продукты в 30 регионах России. При участии компании было реализовано множество проектов по автоматизации процессов в госсекторе: МЧС, МВД, ФСБ, ЦБ России и др. Коммерческие организации также активно сотрудничают с компанией.

Этот кейс демонстрирует стратегию, когда компания направляет силы и выбирает полем для развития то место, откуда она родом. Оценивая сегодняшние масштабы влияния компании на рынок и оглядываясь в далекий 1993 год, можно сказать, что Cognitive Technologies весьма успешно закрепилась на отечественном рынке.

Такой путь нельзя назвать самым простым, а скорее наоборот. Однако также можно сделать вывод о том, что он стоит того, если вы настроены игру в долгую.

 

NVI Solutions

Это российский проект, который привлек внимание венчурного фонда «Новая индустрия» (New Industry Ventures — совместный венчурный фонд «Газпром нефти», Газпромбанка, РВК и VEB Ventures). 

Компания специализируется на разработке продуктов видеоаналитики и охраны труда на основе ИИ. На сегодняшний день компания предлагает несколько продуктов, каждый из которых направлен на повышение эффективности бизнеса. Среди них системы распознавания: нарушений на производстве, регистрационных знаков транспортных средств и документов, проверка их на подлинность. 

Среди клиентов NVI Solutions — группа компаний «Газпром Нефть», «Роснефть», «Почта России», МФТИ, российские банки, страховые компании и др.

В 2020 году компания приняла участие в программе Global Pilots от Microsoft, EY и Startupbootcamp. В рамках мероприятия были проведены обучающие сессии по выходу на зарубежные рынки. NVI Solutions прошли отбор в программу Startupbootcamp Scale Osaka, направленную на запуск пилотных проектов с некоторыми из крупнейших корпораций Японии.

Таким образом, мы можем видеть еще один яркий пример компании, чей продукт заинтересовал организации федерального значения, привлек инвестиции и успешно развивается на местном рынке.

В подобных технологиях заинтересованы и зарубежные компании, однако это не значит, что нужно бросать здесь все и бежать за границу. Вы всегда можете попробовать свои силы в России, создать хорошую базу и делиться технологиями с иностранными клиентами.

 

GetCourse

GetCourse успешно разместились на нише онлайн-образования и заняли 6-е место в рейтинге «Топ-100 стартапов» 2021 года по версии Inc. Russia.

На сегодняшний день платформа используется более чем в 165 странах. На зарубежном рынке компания сотрудничает с такими компаниями, как Stripe, PayPal и др. 

На платформе GetCourse образовательные учреждения могут разместить свои курсы, а пользователи — подобрать для себя подходящую программу обучения и проходить ее дистанционно в удобное для себя время. В июле 2021 году платформа насчитывала более 20 тыс. школ, инструкторов, тренеров и блогеров, которые пользовались услугами GetCourse для продвижения своего онлайн-бизнеса и управления им.

Сегодня на российском рынке существует множество образовательных платформ, например, Skyeng, «Нетология» или SkillBox. При этом GetCourse имеет очевидное УТП, на этой площадке пользователи могут выкладывать собственные курсы на различные темы: от таргетинга до уроков пикапа.

Сегмент образования уже несколько лет проходит через большие изменения. Однако стоит честно признать, что все они исключительно позитивные. Как выясняется, не обязательно тратить много времени на дорогу и присутствовать на занятиях очно. Тот, кто заинтересован в саморазвитии, достигнет поставленных целей в любых условиях.

Самообразование и подобного рода инициативы становятся все более востребованными. Люди с большим рвением стремятся к знаниям, а работодатели щедро это оценивают.

 

Чек-лист для местных

Из всех вышеприведенных кейсов можно сделать вывод, что масштабировать бизнес будучи в России, реально. Как это сделать?

 

Всегда имейте план под рукой

Если у вас уже на начальном этапе развития компании есть амбиции выйти на зарубежные рынки, составьте хотя бы примерный план того, как вы и ваш проект будут продвигаться к заданной цели.

Конечно, не исключено, что все будет не так радужно, как вы себе изначально представляли, и внешние обстоятельства возьмут верх. Несмотря на это, нужно всегда быть готовым к любому исходу.

 

Участвуйте в международных премиях

Если ваш продукт действительно заслуживает внимания иностранных коллег, предложения о сотрудничестве не заставят себя ждать, как это было в случае с Cognitive Technologies.

 

Выстраивайте отношения с зарубежными компаниями

Такие контакты полезно иметь, они пригодятся не сегодня, так завтра. Главное — прежде чем к ним обращаться, заранее продумайте план действий: цель сотрудничества, зачем и почему это будет полезно не только вашей компании, но и зарубежным коллегам.

Есть вероятность, что в один прекрасный день они сами к вам обратятся. Так что не ленитесь и общайтесь.

 

Не бросайте начатое

Масштабирование — это всегда прекрасно и сложно одновременно. Однако прежде чем прибегать к таким действиям, оглядитесь по сторонам. Быть может, вы еще не реализовали все имеющиеся возможности на местном рынке.

Источник