28 апреля 2022
Основательница бренда трикотажной одежды Lusalut Люцина Мухутдинова выбирает для своих вещей только яркие цвета. На это её вдохновил родной Челябинск: девушке хотелось добавить красок в будни серого промышленного города.
В детстве у Люцины Мухутдиновой было две мечты — стать писателем и дизайнером, и обе сбылись: после школы девушка поступила на журфак, а параллельно с учёбой занималась шитьём. Люцина создавала небольшие украшения и выкладывала их в группу в соцсети ВКонтакте. После университета Люцина работала в журналистике и пиаре, и, по её словам, этот опыт очень помогает в развитии бренда одежды.
История создания Lusalut началась со случайности: в 2013 году Люцина сшила трикотажную шапку, которая получилась очень удачной, и дизайнер решила сделать небольшую партию похожих изделий для продажи через соцсети.
— Купила ткань на 350 рублей, нашила цветных шапок и попросила у друга фотоаппарат. Навыки фотографирования у меня были: я работала с репортажной съёмкой, а моделью стала моя сестра. Я выложила снимки в свою группу и попросила своих знакомых репостнуть эту запись.
Люцина продолжала заниматься основной работой, а параллельно отшивала новые изделия и сама развозила их покупателям. Заказов становилось больше, доход рос, а вот времени на всё не хватало — в итоге девушка решила уйти из найма, чтобы полностью погрузиться в развитие собственного бренда. Это случилось в том же 2013-м.
На первых порах в качестве мастерской дизайнер использовала кухню, где она шила первые хлопковые шапки, снуды и варежки; постепенно в ассортименте стала появляться и одежда. Когда проект создавался, шапки стоили в районе 350-450 рублей в зависимости от фасона, варежки — 400-500 рублей.
По словам Люцины, когда она начинала, стильных локальных брендов в России было не так много, как сейчас, и ориентироваться было почти не на кого. Так что вдохновляться приходилось образами с Pinterest и в зарубежных блогах. Но дизайнер уверена, что в этом был свой плюс: то, что она делала, людям казалось особенным, поэтому бренд быстро завоевал любовь покупателей.
«Если сейчас кто-то выйдет на рынок с такими шапками, это не вызовет такого интереса. Конечно, я старалась делать качественный продукт, а не лютый хендмейд, — людей это цепляло», — вспоминает основательница бренда.
Спустя год работы предпринимательница поставила перед собой цель — расширить ассортимент. Чтобы производить достаточное количество изделий, Люцина сначала стала работать с ателье своей мамы, а затем основала собственный производственный цех.
В 2014 году открылся первый магазин Lusalut, разделивший небольшое пространство с другими проектами. Но место оказалось не очень удобным — точка закрылась. После этого магазин два месяца работал в тату-салоне, а потом снова переехал.
В 2015-м Люцина сняла помещение площадью 10 квадратных метров с отдельным входом и большими окнами, которое после ремонта стало похоже «на маленькую стильную шкатулку». Затем было открытие второй точки — в одном из ТЦ, — которая отнимала так много времени и сил, что «стильную шкатулку» пришлось закрыть. Спустя время та же судьба постигла и отдел в торговом центре.
В итоге из-за усталости и частой смены продавцов Люцина решила отказаться от офлайн-продаж.
— Магазин приносил прибыль, к нам приходили люди, но в 2019-м мы закрылись. Нас тогда никто не понял, а это, как оказалось, было лучшим решением. Магазины — это история, которая отнимает много внимания, и я поняла, что мне интереснее работать онлайн.
Сейчас все рабочие площадки бренда — цех и офис — стали единым пространством, также у Lusalut есть небольшой шоурум.
На старте Люцине приходилось всё делать самой: она шила и упаковывала заказы, развозила их, снимала контент для соцсетей. Сейчас у неё в команде 16 человек, среди которых SMM-менеджер, конструкторы, закройщики, швеи и помощница Люцины. Также есть дизайнер и фотограф, которые, хоть и работают внештатно, тоже являются частью общего дела.
А вот с профессиональными моделями бренд не сотрудничает: от классического подхода к созданию визуала и презентации коллекций отказались в самом начале.
— Мы попробовали сделать, как все: воспользовались услугами визажиста, провели съёмку, но разочаровались в результате. Мы поняли, что это нас не отражает: это что-то неживое. Тогда мы решили фотографировать обычных людей — наших знакомых и клиентов. Нам больше нравятся нестандартные лица, нравится, когда они разные. И мы всегда их просим на съёмки сильно не краситься, а когда фотографируем — просим улыбаться, танцевать, Может, снимок не будет идеальным, но зато он будет очень живым.
В продвижении помог журналистский бэкграунд Люцины: бывшие коллеги охотно рассказывали о её проекте в СМИ. Также росту узнаваемости способствовали репосты в соцсетях, которые делали довольные клиенты.
Когда проект подрос, Lusalut начал работать с блогерами и использовать таргетированную рекламу. Но один из любимых инструментов команды бренда — коллаборации. Так, одну из фотосессий провели совместно с брендом одежды для собак — получился хороший обмен аудиторией. Ещё один формат — съёмки с медийными людьми: они нравятся людям и выглядят очень естественно.
В 2022 году в линейке бренда есть практически все позиции для создания базового гардероба: футболки, топы, рубашки, юбки, брюки, платья свободного кроя. Варианты для мужчин, как правило, представлены унисекс-моделями. Например, есть универсальные футболки за 2 100 рублей, рубашки за 4 500 и тельняшки за 3 700. Особое место занимают костюмы с начёсом — это самый популярный товар среди жителей Урала (стоит такой 7 500 рублей).
Для продаж Lusalut использует несколько площадок: собственный сайт, Wildberries и Instagram* — последний приносит больше всего клиентов.
Команда бренда уверена, что идеальная одежда — та, о которой ты не думаешь, а значит, она должна быть удобной.
— Я сама сильно чувствую ткань и, если мне неудобно, раздражаюсь. Поэтому мы шьём из трикотажа даже рубашки; наверное, 90% нашей вещей — из трикотажа, хотя, бывает, используем и хлопок. Когда тебе 24/7 ничего нигде не давит, ты начинаешь по-другому себя чувствовать. Наши постоянные клиенты признаются, что уже не могут найти другие вещи, ведь к комфорту быстро привыкаешь.
Несмотря на то что ниша трикотажной одежды кажется переполненной, челябинский бренд конкуренция не пугает: «многие начинают работать с этим материалом на волне его популярности, но быстро бросают это. Кроме того, Люцина уверена, что их аудитория — это не случайные люди, а те, кто разделяет ценности её команды.
«Первыми покупателями стали мои знакомые, потом пришли люди, которые застали наши магазины. Они все подписывались на мой инстаграм* (я тогда не делила аккаунты на личный и рабочий). Там сложилась определённая атмосфера. Людям всегда интересно, кто стоит за брендом: такое сейчас время», — объясняет предпринимательница.
Помимо удобства, бренд делает ставку на яркие цвета, которые будут выделяться на улицах серого города. У Lusalut даже есть отдельный хештег, который отражает эту ценность, — #всемцвет.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»