05 мая 2022
Эксперты DRC Group совместно с «Роскомсвободой» выпустили уже третий ежегодный отчет проекта Digital Rating (Рейтинга соблюдения цифровых прав) о соблюдении популярными веб-сервисами Рунета цифровых прав пользователей в 2021-2022 годах. В рейтинге были рассмотрены соцсети и блог-платформы, сервисы электронной коммерции и IT-компании. Исследуемые вопросы были сгруппированы по шести основным темам:
Надо заметить, что в этом году пункт про массовое исследование утечек данных несмотря на то, что был включен в методологию рейтинга впервые, оказал существенное влияние на финальные результаты. Так в ходе работы над отчетом компания «Яндекс» занимала лидирующие позиции и претендовал на первое место в рейтинге. Но после мартовской утечки пользовательских данных «Яндекс.Еды» экосистема существенно потеряла позиции, став в финале только третьей (общая оценка 54,05).
Лидером рейтинга стал сервис «Яндекс.Дзен» (общая оценка 62,16), который показал впечатляющие результаты в формировании политики открытости по отношению к пользователям и защиты их персональных данных.
На втором месте — «Яндекс Маркет» (общая оценка 58,11).
Четвертое место у «Хабра» (общая оценка 51,35) — пионера среди российских сервисов, публикующих отчеты о прозрачности.
«Пикабу» (общая оценка 44, 59), также как и «Яндекс», был понижен в рейтинге из-за выявленной в марте 2022 года утечки персональных данных пользователей. Проект Digital Rating (Рейтинг соблюдения цифровых прав) был впервые запущен группой инициативных исследователей в 2020 году для проведения независимого исследования, направленного на оценку политик и практик самых популярных веб-сервисов Рунета. Предметом изучения является раскрытие данных в рамках взаимоотношений с государственными органами, соблюдение стандартов защиты цифровых прав человека, а также принятие усилий для обеспечения прав пользователей на свободу информации и тайну частной жизни. Как отметил глава DRC Group и сооснователь «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян, этот рейтинг делается для того, чтобы «более глубоко заглянуть в процессы компании по обеспечению цифровых прав человека, что в конечном счете создает условия не для слепого доверия, а доверия, основанного на фактах».