+7 3842-75-17-09
Логотип

05 мая 2022

Почему остаются айтишники: истории IT-компаний, отказавшихся от релокации

С конца февраля в России началась волна IT-эмиграции. Её истинный масштаб оценить пока трудно; к тому же громкое слово «эмиграция» всё чаще заменяют на «релокацию», акцентируя внимание лишь на физическом перемещении в пространстве с сохранением деловых и социальных связей. Тем не менее, по самым скромным оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций, на конец марта число уехавших специалистов достигло 70 тысяч, а в апреле могло увеличиться ещё на 100 тысяч человек.

Для того чтобы замедлить отток IT-специалистов за рубеж, 2 марта правительство подписало указ о мерах поддержки отрасли: айтишникам обещают отсрочку от армии, значительные налоговые послабления, увеличение грантов и льготные кредиты. Но, когда мы поговорили с главами IT-компаний, которые твердо решили остаться, удостоверились, что меры поддержки от государства — капля в море. Держит их совсем другое.

Деньги, рынок и любовь: главные причины не уезжать

Было бы наивно предполагать, что остающиеся в России IT-компании решились на это без раздумий. Расспрашивая наших героев о причинах, мы не смогли выделить одну общую — у каждой команды она специфична, а решение зависело не только от сферы, но и от города «рождения» стартапа и даже внезапных мощных инвестиций. 

Например, так случилось у HappCore — новосибирского стартапа, где создают геолокационный индекс настроения — живую карту и график состояния общества.

— После февральских новостей мы решили, что наступило лучшее время для того, что мы делаем. Подкрепили это звонки инвесторов со словами: «Давайте! Вот сейчас — самое время». Посыл был такой, будто именно мы можем технологично повлиять на ситуацию. Может, и можем. Звучали тезисы: «Митинги — это каменный век. Вы можете предложить современный и технологичный вариант выражения мнения — распределённого и децентрализованного». Так у нас появились дополнительные инвестиции — это плюс 100%. Но главное приобретение — это наши новые сильные игроки.

С конца февраля HappCore вырос на шесть человек — это два разработчика и целая команда дизайнеров. Новые ребята, по словам Млада, не ушли с постоянного места работы, а «просто поверили в наш проект».

Медицинский стартап из Петербурга «НаПоправку» — «маркетплейс» для пациентов и врачей — работает в сфере, которая вряд ли когда-то будет не актуальна в России. Но это не единственный пункт, по которому они имеют право называть себя счастливчиками.

— Мы не так давно привлекли инвестиционный раунд, так что у нас есть определённый запас прочности— $5 млн. Эти средства мы направим на маркетинг, развитие в регионах и запуск новых продуктов в 2022 году.

Сотрудники отнеслись к решению стартапа остаться на родине с пониманием, особенно на фоне того, что в компании полностью избежали сокращений. Это стало возможно благодаря сокращению затрат: например, вложения в маркетинг урезали более чем в пять раз. 

Несколько ребят из команды «НаПоправку» перешли на полную удалёнку и переехали в другие страны. Правда, часть из них уже вернулась.

Возможность работать из любой точки мира дали сотрудникам и в red_mad_robot — одной из лучших компаний по разработке мобильных приложений по версии Tagline. Сменили локацию 8,5% от общего числа сотрудников группы компаний и 11% — конкретно от числа IT-кадров.

— Мы поддерживаем ребят информационно по основным вопросам: например, по сложностям с получением зарплаты за границей. Как и многие, мы давно перешли на гибридный формат работы, поэтому трудностей с теми, кто принял для себя решение релоцироваться, не было.

Желание уехать куда-либо, лишь бы не оставаться, было и у некоторых сотрудников SmartSpace — петербургской компании, разрабатывающей различные продукты для управления и создания «умных домов». Но экстренный сбор всей команды разработчиков и инженеров в конце февраля оставил в стране полный состав сотрудников.

— Мы любим нашу страну, а Петербург — лучший город на земле. К тому же работаем мы в основном на внутренний рынок — все наши заказчики (кто не уехал) живут в России.

Что делать с софтом и нарушает ли «пиратство» принципы компаний

Любые отечественные стартапы всё еще крайне зависимы от иностранного софта — как нам казалось, западным компаниям невыгодно закрывать доступ к своим сервисам для такой огромной территории, как Россия. Однако правило «ничего личного — просто бизнес» в феврале не сработало, и, помимо известных громких «приостановок» от Adobe, Microsoft, Cisco Systems Inc, EPAM Systems и других, российские компании столкнулись и с более локальными, но не менее ощутимыми блокировками.

— Почти весь март мы вместо развития продукта занимались «спасением» и заменой отключившихся сервисов. Например, сервис, через который мы отправляли мейлы — mailchimp, — одним днём ограничил нам доступ к рассылкам, поэтому несколько дней клиенты не получали важные уведомления. Пришлось экстренно искать ему замену, которой оказался UniOne от Unisender: он один из немногих удовлетворял нашим требованиям. «Переезд» [на новый сервис] занял около недели интенсивной работы нашего CRM-маркетолога и команды разработки.

О «пиратстве» (или «параллельном импорте», который пока запрещён, но всё ещё может измениться) в петербургском медстартапе даже не задумывались: продлили большинство подписок на год ещё до ухода Visa и Mastercard. А дальше решили действовать вариативно: возможны новоявленные способы оплаты или переход на российские сервисы. 

«Нам “пиратить” нечего, но, если потребуется, без проблем», — так отвечает Млад из измеряющего индекс счастья HappCore. У новосибирцев есть варианты и «переносить» приложение на британскую компанию в будущем, а уже сейчас они оплачивают Apple Dev Membership (сервис, объединяющий разработчиков приложений для устройств на iOS и MacOS) через карты партнёров. Лояльных зарубежных партнёров сейчас трудно переоценить.

«У нас также появились долгосрочные риски развития на платформах Apple и Google, но для этого у нас есть аффилированные компании за пределами России, через которые мы можем вести свою деятельность, если упрёмся в потолок», — поясняет Млад.

«Амбассадор автоматизации всего» Константин Краснобаев из SmartSpace и вовсе не видит выбора: либо останавливать все процессы, либо начинать «пиратить». Правда, с первым пунктом им не только способствовали, но ещё и нравоучительно об этом предупредили.

— Компания Jablotron (принадлежит европейскому холдингу Jablotron Group, — прим. «Мастеров»), поставляющая оборудование для обеспечения безопасности, прислала нам письмо, где объясняла позицию по поводу резкого отключения от своих услуг. Если коротко, то «Сходи на площадь, найди иностранного журналиста, пусть он тебя сфоткает с плакатом, и тогда мы обратно включим тебе облако». Приятного мало, но это их выбор. Посмотрим, получится ли у них вернуться на рынок, когда страсти улягутся.

Итоги двух месяцев работы с новыми соцсетями

Новые статусы привычных нам соцсетей — огромная проблема по части продвижения для всех (и для IT-компаний тоже). Поэтому айтишники справляются точно так же, как и «простые смертные». Общая тенденция для многих компаний — смена стратегии и переход от запрещённых соцсетей в подзабытые отечественные, а также, естественно, сокращение рекламных бюджетов: пока что всё только «в дом».

— На Facebook* и Google Ads приходилось около 70% всех денег на рекламу. Пока мы сфокусировали внимание на «Яндексе», ВКонтакте и Telegram. Несмотря на увеличение конкуренции среди рекламодателей, «Яндекс.Директ» показывает неплохие результаты. VK пока, к сожалению, не удаётся вывести на уровень Facebook* — ни по объёму, ни по стоимости лидов. Telegram выглядит очень перспективно: там существенно выросла стоимость размещений, но и вовлечённость аудитории каналов тоже увеличилась.

«Умные дома» SmartSpace перекочевали на «Яндекс.Дзен» и оптимистично собираются выходить на YouTube, а новосибирское приложение пиарит себя в Telegram и именно на эту площадку увело всю рекламу.

Смотреть в сторону Азии, мидлов и сеньоров

Согласно прогнозу HeadHunter, на начало лета рост безработицы формально может остаться невысоким из-за гибких форм подстройки рынка труда в условиях низких пособий. Если попросту, речь идёт о том, что вместо сокращения людей компании используют урезание зарплат, рабочих часов и социальных пакетов. 

Рынок труда, в том числе в сфере IT, точно будет меняться, но пока прошло слишком мало времени, чтобы говорить о конкретных прогнозах. По оценкам red_mad_robot, сделанным ещё в январе 2022 года, к 2025-му дефицит разработчиков в России мог достигнуть как минимум 500 тысяч человек, а в мире — порядка 17 млн. Но текущая ситуация скорректировала предположения: за счёт большого количества уходящих компаний у тех, кто остался, появилась возможность нанимать лучших специалистов рынка.

— Компании в результате адаптации под новые реалии будут всё больше прибегать к структурной реорганизации с сокращением количества сотрудников или рабочих часов, что уже сейчас происходит. Но в основном это касается junior-позиций и «дорогих», управленческих. Спрос на middle- и senior-digital-специалистов никуда не исчезнет, а высокая конкуренция останется. Этому будет способствовать запрос на аналоги продуктов, ушедших с рынка.

Мобильные разработчики уже более трёх лет активно работают на рынке Казахстана. Сейчас там уже открыт офис, направленный на реализацию проектов в Центральной Азии, и идёт активный набор digital-специалистов в казахстанскую команду. 

В SmartSpace тоже давно прониклись азиатскими настроениями и держали восточных коллег на карандаше: часть «умных» проектов уже целиком реализуется на связке «китайское “железо” + российское ПО». Но, конечно, того пула поставщиков, которые есть у компании сейчас, недостаточно.

— 80% «железа», которое мы используем в своих проектах, — европейское, поэтому сейчас поставки оборудования остановлены. Но хочется думать позитивно: может, хоть так начнёт появляться «железо» made in Russia? В ближайшей перспективе планируем посетить несколько выставок в Китае, ведь по качеству «железа» они давно не уступают Европе. А с «особенностями» китайского ПО (того же Xiaomi) будем мириться.

Помимо тех, кто не первый год присматривается к Азии, есть и те, кому интересно углубляться в своей сфере и смотреть строго на российского потребителя.

«Из планов — делаем ставки на телемедицину: это один из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире. С точки зрения найма лично мы будем подстраиваться под реалии: ещё до пандемии мы перешли на гибридный график работы, а теперь, возможно, станем рассматривать кандидатов на полную удалёнку», — рассказывает сооснователь «НаПоправку» Андрей Довгалёв.

Возможно, сейчас действительно самое время для новых технологий в сфере общения с населением, потому что самые грандиозные планы — у HappCore.

— Мы по-прежнему обкатываем приложение по России и не видим проблем для выхода за рубеж при поддержке иностранных партнёров. В ближайшие пару месяцев мы настроены на серьёзный рывок — полный ребилд кода и редизайн. Если бы не «интересные события», это вряд ли бы случилось.

Источник