+7 3842-75-17-09
Логотип

19 мая 2022

Новые реалии и новый бизнес: какой выбрать стартап, чтобы не прогореть?

Неблагоприятная геополитическая обстановка выбивает почву из-под ног. Многим весьма непросто удержаться на плаву в условиях кризиса. Но есть и те, кто наоборот смог обратить новые реалии на пользу своему бизнесу. 

Это мы о тех, кто уже открыл свое дело и продвигает его. А как быть тем, кто только собирается становиться предпринимателем? Собственный бизнес – это всегда риск, а в настоящее время – целая авантюра. Как начинающим предпринимателям не ошибиться и выбрать нишу, которая устоит перед непростыми экономическими условиями и будет актуальна для потребителя? Расскажем в этой статье. 

Содержание:

  • Что происходит? 
  • Какие ниши популярны? 
  • Куда лезть не стоит? 

Что происходит? 

Открывая свое дело, начинающий предприниматель должен обратить внимание на три вещи: основные тенденции в стране, специфику региона и структура актуальных и не занятых ниш. Если со спецификой Кузбасса его жителям все более или менее понятно, то тенденции и рынок требуют более пристального взгляда. 

Тенденции по стране. 

Не углубляясь в подробности сложившейся экономической обстановки, заметим, что первой бросается в глаза тенденция на импортозамещение. 

О приостановке работы заявили производители и поставщики продуктов питания и товаров повседневного спроса (Mars, Mondelez, Fazer), одежды (Inditex, H&M), косметики (Shiseido, Estée Lauder) автоконцерны (Toyota, Volkswagen, Mercedes-Benz), общепита (Yum! Brands, McDonald’s), техники (Apple), игровых приставок (Sony), онлайн-кинотеатров (Netflix,) приложений (Google, Storytel) и многих других. Некоторые из указанных брендов уже продолжили работу в стране, правда с более высокой ценовой политикой.

Многие российские предприниматели создают аналоги иностранной продукции, которая ранее занимала львиную долю рынка во многих отраслях. Минпромторг организовал базы, в которых собраны перечни продуктов, которые нуждаются в местных аналогах. Преимущества таких баз в том, что заказчики сами пишут, что им нужно, а производители могут предлагать свои цены и услуги. 

Другой тенденцией, которая стремительно набирает рост уже пару лет является всеобщая диджитализация. Перевод многих сфер жизни в онлайн поначалу давался предпринимателям и потребителям нелегко, но на данный момент все участники рынка привыкли и считают покупки онлайн более комфортными. И это отличный шанс для уже действующих и начинающих предпринимателей нарастить клиентскую базу.

Также, не стоит упускать из виду социальные тренды, на волне которых ваш бизнес может “выстрелить”. К таким трендам относится ЗОЖ, экологичность, ориентирование на все женское. В зависимости от региона страны, некоторые тренды будут более популярны, чем другие. К примеру, в Кемеровской области эко-тренды переходят с уровня моды на более широкие масштабы, вплоть до законопроектов.

Анализ нишевой структуры

Тем временем, на рынке предприятий Кузбасса часть тенденций российского рынка имеют место быть. Развитие IT-сферы в Кемеровской области идет теми же темпами, что и в других регионах. Что касается импортозамещения, здесь можно наблюдать импортозамещение деталей для производственной техники в добывающей, пищевой, энерго-распределяющей, текстильной и других областях, а также замещение продуктов повседневного потребления от иностранных брендов, которые либо совсем ушли с российского рынка, либо ощутимо выросли в цене. 

По мнению экспертов, в разных отраслях рыночная ситуация неодинакова. Есть направления, в которых может быть достаточно высокая конкуренция. Это текстильная, пищевая промышленность, косметика и бытовая химия. Здесь за рынок будут бороться российские производители, которые существовали ранее, но с уходом европейских конкурентов мгновенно расширили производство и продажи. 

В Кемеровской области может быть актуально открытие компании, связанной с IT, или повседневной продукцией, которую используют все категории населения. Итак, какие же ниши не заняты? Куда податься начинающим предпринимателям?

Какие ниши популярны? 

Есть несколько идей о том, какое дело можно открыть в Кемеровской области в 2022 году. Эксперты отметили следующие перспективные направления работы. 

Развитие сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ) с крупных маркетплейсов.

Внимательно посмотрите на карту расположения ПВЗ крупных маркетплейсов рядом с домом. Их мало или они далеко? Они перегружены и не справляются с количеством поступающих заказов? Тогда самое время открыть еще один ПВЗ. Стартап это актуально и не дорого.

Бизнес, связанный с логистикой и доставкой,

В том числе доставка готовых блюд из кафе и ресторанов. Решая открыть свой сервис по доставке, следует обратить внимание на конкурентов и отстроиться от них. 

Инструменты для оцифровки офлайн-бизнеса. 

Большие инвестиции «вливаются» в офлайн-бизнес, который можно цифровизировать и за счет этого масштабировать. Следовательно, востребованы и компании, предлагающие такие услуги и необходимые инструменты.

Далее поговорим об идеях оффлайн-бизнеса. Забота о себе, состоянии своего здоровья — безусловный тренд. Целевая аудитория предпринимателей, которые предлагают заботу о человеке в том или ином виде, уже сформировалась. А значит, ориентированный на нее бизнес потенциально прибыльный. 

Производство эко-продуктов и в целом бизнес в сфере сельского хозяйства.

С условием, что предприниматель использует высокотехнологичные решения. Чистые фермерские продукты всегда ценились потребителями, которые хотят употреблять здоровую полезную еду. Главное – разработать преимущество перед действующими конкурентами. 

Производство готовых полезных или специфических блюд

Без сахара, низкокалорийных, веганских, гипоаллергенных — включая блюда без глютена и лактозы. Это работа на довольно узкий сегмент, но она стоит того.  

Ремонт оборудования

Поставки нового оборудования в Россию закрыты или оно значительно выросло в цене. Поэтому за ремонтом будут обращаться чаще. Открывать официальные представительства зарубежных брендов нет смысла. Они зависят от производителей и должны закупать оригинальные запчасти напрямую у поставщиков, что невыгодно в сложившейся ситуации.

Внутренний туризм

Рынок внутреннего туризма уже вырос из-за пандемии коронавируса, во время которой страны закрывали границы. Сейчас он тоже будет расти — большое количество россиян предпочтут путешествовать внутри страны по двум причинам:

  • Часть зарубежных курортов недоступна, потому что воздушное пространство закрыто. Добираться до них наземным транспортом долго и неудобно, а иногда может обойтись дороже билетов на самолет. 
  • Курс доллара вырос. Теперь для полноценного отдыха на зарубежных курортах нужно больше денег, а они будут не у всех. 

Те, кто предпочтут российские курорты зарубежным, будут обращаться к местным туроператорам. Вы можете предложить потребителям эко-отдых в Горной Шории, Шерегеше и т.д. Откройте небольшую турбазу или создайте интересный походный маршрут, разработайте экскурсионную программу по городам Кемеровской области.

Куда лезть не стоит? 

Среди направлений, которые могут оказаться убыточными, опытные предприниматели выделили:

  • Бизнес, который функционирует только офлайн: организация мероприятий, кафе, офлайн-магазины.
  • Бизнес в высококонкурентных нишах: аптеки, детские центры, магазины одежды, фитнес-центры.
  • Вычурные идеи. Оригинальность – это хорошо, но не стоит перебарщивать. Если идея пришлась по душе паре человек из сотни, то стоит задуматься об адаптации идеи под более широкую аудиторию или вовсе о смене направления деятельности. 
  • Бизнесы, связанные с интернетом вещей. В нашей стране практически нет устройств, в которых это будет работать, поэтому в качестве идеи для стартапа на широкую аудиторию интернет вещей лишен перспектив. 

Подведем итоги:

Начинающим предпринимателям можно и нужно открывать свое дело сейчас и не ждать у моря погоды. Главное – это следить за тем, что происходит в мире, в стране и в родном регионе. Когда предприниматель знает, в каком состоянии находится рынок и чего хотят потребители, он может предложить прекрасный вариант в виде своего нового проекта.

Три вещи на которые надо обращать внимание: основные тенденции в стране, специфику региона и структура актуальных и не занятых ниш.

Разобравшись в текущей рыночной ситуации определиться с нишей будет проще, так как вы сможете увидеть, где больше конкурентов, а где их практически нет. Анализ рынка и целевых аудиторий – дело трудоемкое и требует определенных знаний. Если предприниматель может выделить достаточно времени и сил на самостоятельный поиск и анализ различной информации, это прекрасно. но если времени, сил или компетенций не хватает, вы всегда можете положиться на маркетинговые агентства и центры. Для того, чтобы узнать, нужен ли потребителям ваш продукт или проект, вы можете заказать маркетинговое исследование целевых групп в том числе и в Западно-Сибирский Маркетинговый Центр “Эдвайс”

Актуальных, полезных и незанятых ниш на данный момент достаточно много. Шансов на то, что Ваш стартап не прогорит тоже довольно много. Все зависит только от вас.

Автор статьи: Екатерина Кузнецова – маркетолог  Западно-Сибирского Маркетингового Центра “Эдвайс”.