13 июля 2022
Что такое «Госключ»?
Это мобильное приложение, которое позволяет бесплатно получить ключ и сертификат электронной подписи. При этом можно оформить как усиленную неквалифицированную электронную подпись (УНЭП), так и усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). После этого можно подписывать документы прямо в приложении.
«Госключ» обеспечивает необходимый уровень информационной безопасности. Ключ и сертификат хранятся и применяются прямо из приложения, поэтому с ним не нужны USB-токены и СМС-пароли. Эта возможность доступна всем пользователям «Госуслуг» с подтверждённой записью. В августе 2021 года «Госключ» появился в популярных магазинах приложений для смартфонов. По данным Минцифры России, за это время с использованием «Госключа» уже подписали более 350 тысяч документов.
Подробнее об этом читайте здесь. Сейчас к его функциям добавилась возможность регистрации компании и ИП.
Как получить электронную подпись через «Госключ»?
Оформить УНЭП или УКЭП в приложении можно за несколько минут. Для этого нужно скачать приложение на свой смартфон. Обратите внимание: в устройстве должен быть NFC-модуль!
После этого необходимо зарегистрироваться в «Госключе», ввести данные своей подтверждённой учётной записи с портала «Госуслуги», а также биометрического загранпаспорта нового поколения. Последний необходим потому, что в нём содержится чип с персональной информацией, который позволяет идентифицировать человека (чего нет в старом, пятилетнем загранпаспорте).
Какие документы можно подписать с помощью «Госключа»?
На первом этапе приложение позволяло всем россиянами подписывать договоры на оказание услуг сотовой связи или перенос номера. Однако в 2022 году стартовал второй этап эксперимента по применению «Госключа» — теперь он позволяет подтверждать учётную запись на маркетплейсах (например, «Авито»). Также с его помощью можно подписать договор на покупку товаров или услуг онлайн.
В будущем правительство планирует расширять функционал «Госключа»: его могут задействовать, например, в подписании кадровых документов.
Как подписывать документы в «Госключе»?
После регистрации в приложении и получения электронной подписи подписание документов становится делом одной минуты. Схема устроена просто: сначала компания, которая предоставляет услугу, составляет договор в электронной форме и подписывает его со своей стороны. После этого документ направляется человеку на подпись — также в электронной форме.
Владелец подписи в «Госключе» получает уведомление об этом в личном кабинете на портале «Госуслуги». Договор автоматически загружается в приложение «Госключ», и остаётся только подписать его. Информация автоматически уйдёт компании, которая его прислала.
Как зарегистрировать бизнес с помощью «Госключа»?
Для начала подготовьте все необходимые документы на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Далее следуйте подсказкам системы при вводе данных, а также обратите внимание: при регистрации юридического лица сервис может помочь выбрать типовой устав.
Когда все документы будут собраны на сайте ФНС, появится возможность подписать их с помощью «Госключа». После этого документы автоматически отправятся в ФНС. Если вы регистрируете ИП или общество с ограниченной ответственностью (ООО) с типовым уставом, то результат придёт в течение суток. Если же устав у компании нетиповой, процесс займёт чуть больше времени.