18 июля 2022
Полностью избежать тяжёлых эмоций невозможно: гнев, беспокойство и депрессивные чувства, к сожалению, могут настигнуть каждого. Лиз Фосслин и Молли Уэст Даффи — соавторы книги Big Feelings: How to Be Okay When Things Are Not Okay («Большие чувства: как быть в порядке, когда всё вокруг не так»). В ней они развенчивают распространённые мифы о негативных чувствах и делятся советами, подкреплёнными исследованиями.
Пересказываем их разговор с ведущим подкаста Harvard Business Review о том, как продолжать жить и работать, когда вокруг так много проблем.
Не только в России, но и в мире многим казалось, что вот-вот закочится пандемия коронавируса, и жизнь вернётся в привычное русло: можно будет спокойно путешествовать, работать без ограничений и не переживать из-за потока сообщений о новых заболевших. 2022-ый год показал, что жизнь проще не стала: утро нередко начинается с тревожных новостей, люди сталкиваются с новыми трудностями и ограничениями, вызванными санкциями и логистическими проблемами, и всё это, естественно, влияет на качество работы и вообще на возможность что-то делать.
Несмотря на распространённое мнение, что можно решить все проблемы, если «просто разделить работу и дом», практика показывает, что это не так. В современном мире иногда целые компании продолжают работать удалённо, в том числе из дома, а значит, эти сферы максимально пересекаются. Постоянно открытые мессенджеры могут принести информацию, которая выведет из себя даже самого стойкого специалиста, а тяжёлые вести быстро выбросить из головы получается далеко не всегда.
По мнению Молли Уэст Даффи, распространённое убеждение, что мы испытываем гнев всегда в ответ на какое-то событие, не совсем корректно. Часто на нашем пути возникает много небольших поводов для раздражения, будь то на работе, в мире или личной жизни, и в конце концов они сливаются и превращаются во что-то тотальное.
«Когда мы оказываемся в хроническом стрессе или травмирующей ситуации, с чем многие из нас столкнулись в последние пару лет, наш мозг в буквальном смысле перестраивается. Это нездоровая среда, в которой психика оказывается под большим давлением, а значит, уровень стресса, который она может выдержать, становится ниже. Мы начинаем чаще раздражаться даже по мелочам», — отмечает она.
Большинство людей воспитаны в парадигме, согласно которой, на работе нужно оставлять мысли только о работе, и никакие эмоции не должны отвлекать специалиста от достижения поставленных целей. По мнению авторов книги, такое поведение может привести к тому, что в конце какого-нибудь сложного периода сотрудники и руководители могут обнаружить себя плачущими над простой задачей, кричащими на коллег и подписывающими заявление на увольнение. И вот такие эмоции на рабочем месте уже и правда могут иметь разрушительный эффект и мешать развитию команды и компании.
Чтобы не допустить подобного результата, о неприятных чувствах нужно говорить заранее — до того, как случится нервный срыв. Для этого важно создать доверительную обстановку в команде и оповестить коллег о возможности открыто делиться переживаниями хотя бы на словах.
Если что-то идёт не так, сотрудник может просто сказать: «Извините, у меня сегодня тяжёлый день», взять час перерыва, поговорить с коллегой, которому доверяет, или с руководителем. Эти небольшие действия помогут снизить напряжение и облегчить общее состояние.
Действительно, в нашей культуре гнева стараются избегать, но так как это просто одна из эмоций — её время от времени будут испытывать все. Лиз Фосслин отмечает, что сам по себе гнев не страшен, важно то, как его выражать и на какие действия он толкает. Чтобы уберечь себя от неприятных реакций, эксперты советуют научиться брать паузу между испытанной эмоцией и действием после. Это время нужно, чтобы обдумать, что именно вызвало раздражение.
Иногда сложно понять, что выводит вас из себя. Тогда Молли Уэст Даффи рекомендует спросить об этом коллег и родных — они, скорее всего, уже заметили, что вас раздражает больше всего. А дальше стараться проговаривать причину и перед тем, как взаимодействовать с коллегами или родными, брать 10-минутный перерыв. Из конкретных практик рекомендуют использовать все дыхательные техники или даже, если есть возможность, лечь спать.
Гнев — очень сильная эмоция, которая может дать силы на то, чтобы совершить важные изменения. Например, сподвигнуть всегда открыто говорить обо всём на совещаниях, начать работать над новыми полезными привычками или запустить новый проект, который позволит избавиться от раздражителей.
Тревога — ещё одно состояние, которое, мягко говоря, сильно мешает думать и принимать взвешенные решения. Тревожиться можно как над состоянием дел в мире в целом, так и над личными проблемами, успехами и ошибками в работе. Принимать решения в меняющемся мире — сложно, и это ещё один повод для тревоги.
Никто не ждёт, что люди, столкнувшиеся с беспокойством, будут продолжать работать со 100%-й эффективностью. Авторы книги предлагают относиться к себе так, как будто вы только учитесь жить и работать в текущей ситуации, а значит, можете многого не знать и совершать ошибки.
Лиз Фосслин отмечает, что со сложностями в жизни и тяжёлым психологическим состоянием могут столкнуться все — и рядовые сотрудники, и руководители крупных компаний: здесь не важны ни роль в команде, ни профессиональный статус. Автор книги рассказывает, что пережить тяжёлый период отчаяния ей помогало правило одного дела в день: то есть она не требовала от себя быть настолько же эффективной, как это было раньше, но старалась сделать хотя бы что-то полезное для себя или близких. Это мог быть даже просто поход в аптеку, приготовление еды или мытьё посуды. Одно дело в день не поможет выбраться из состояния отчаяния в считанные минуты и дни, но поможет не погружаться ниже и продержаться в сложный период.
Иногда психологическое состояние может быть совсем несовместимо с работой: если вы работаете удалённо, может помочь перемещение в офис и работа с людьми, если вы работаете в офисе — несколько дней отдыха.
Если же состояние очень тяжёлое, нужно обращаться за помощью к друзьям, знакомым и профессиональным психологам.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»