+7 3842-75-17-09
Логотип

21 июля 2022

Директор «Российской креативной недели»: «У нас появился шанс посмотреть на самих себя, вернуть себе самоуважение и веру в российские способности»

В Москве завершилась «Российская креативная неделя». За четыре дня в парке Горького прошло 350 дискуссий и мастер-классов, на которых побывало свыше 350 000 человек. Еще 10 млн посмотрели трансляцию на официальном сайте и в группе форума «ВКонтакте». Такой большой интерес не удивителен — среди 1300 спикеров руководители федеральных и региональных властей, ключевых министерств и ведомств, топ-менеджеры и владельцы крупного бизнеса, представители креативных индустрий. О том, каковы главные итоги RCW, как кризис скажется на профессиональном сообществе и удалось ли определить возможные точки роста креативной экономики, IPQuorum расспросил директора «Российской креативной недели» и директора Роскультцентра Марину Абрамову.

— За несколько лет «Российская креативная неделя» стала заметным событием федерального масштаба. В нынешних условиях какова была главная цель мероприятия?

— Для креативного бизнеса наступила новая реальность. И нам нужно было понять, куда мы движемся. Провести своеобразную перекличку, у кого какие планы, кто и во что готов инвестировать, какие ниши освободились и требуют нашего особого внимания. Очень много сессий было посвящено экономике, формированию новых рынков и альянсов. Понимаете, сегодня как никогда важно проговорить реальные возможности, услышать от ведущих экономистов, что дружественные страны готовы к сотрудничеству и в этом направлении стоит развиваться. Что наш локальный российский рынок тоже не такой маленький, мы зря про него забываем и частенько не принимаем в расчет. Само собой, креативным индустриям было необходимо обсудить с властью определенные гарантии, получить сигнал, что правительство готово продолжать развивать и поддерживать творческое предпринимательство.

— На Ваш взгляд, удалось реализовать задуманное?

 — Думаю, да. Например, очень важные темы были подняты на выездном заседании комиссии Госсовета по направлению «Культура»: отсутствие межведомственной работы и необходимость создания на федеральном уровне структуры, способной объединить различные ведомства. Эта же тема ранее была поднята на пленарном заседании «Новое время — новые правила креативного сектора» при участии первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Губернаторы также говорили, что эффективно поддерживать систему креативного бизнеса через существующие разрозненные модели взаимосвязей проблематично.

Понимаете, продукт креативного сектора — синтетический и находится на стыке разных ведомств. То есть на деле одна часть креативных отраслей относится к Минцифре, другая — к Минкультуры, третья — к Минпромторгу. Поэтому, когда мы выходим с той или иной инициативой, то приходится обращаться сразу в несколько инстанций. Та же история происходит и на законодательном уровне. Профильные комитеты Государственной думы (а их опять-таки несколько) часто не могут решить, от кого из них должна исходить инициатива по назревшему изменению действующих норм.

Фото предоставлено пресс-службой “Российской креативной недели”

— Судя по всему, эта проблема нашла понимание и было объявлено, что в Государственной думе появится особая площадка для продвижения идей в сфере креативных индустрий? 

— Да, уже в сентябре начнем плодотворную работу. Новая площадка позволит рассматривать инициативы по креативным индустриям сразу несколькими комитетами.

— Перед креативными индустриями стоит вопрос импортозамещения. Справятся ли они, учитывая зависимость сектора от иностранного сырья и технологий?

— Конечно, первое время будет невероятно тяжело. Многие материалы в стране либо вообще не производятся, либо производятся в недостаточном количестве. Например, есть проблемы с тканями, краской, бумагой, электроникой. Но давайте скажем честно, если бы не санкции, когда мы сами всерьез задумались о необходимости собственного производства, формировании технической и экономической независимости. Так что нынешний кризис может стать точкой роста для отечественной промышленности и всего производственного сектора. Когда-то же у нас все это было. Взять хотя бы народно-художественные промыслы. Сегодня довольно сложный сегмент экономики, а в 80-е это была огромная индустрия с производственными мощностями, налаженным госзаказом, мастерскими, рынком сбыта, качественным образованием. Все это было уничтожено в 90-е. Пришла пора восстанавливать.

Есть и моральный аспект импортозамещения. У нас наконец-то появился шанс повернуться к своей стране. Вот пообщалась с директором Александринского театра Сергеем Емельяновым. До недавнего времени у них были расписаны гастроли на годы вперед по всему миру. А теперь они — заметьте, впервые — едут в Якутск. При каких еще условиях Александринский театр поменял бы Париж на Якутск?

Теперь у нас есть прекрасная возможность вернуть себе самоуважение. Сначала был шок, мы его пережили, и потихоньку приходит осознание того, что когда говорят, что нынешняя ситуация — это окно возможностей, то так оно и есть. И прежде всего это возможность посмотреть на самих себя, вернуть веру в русского человека, в его таланты и способности.

— Не кажется ли Вам, что за 70 лет плановой экономики у нас сформировалось неправильное представление о том, что такое бизнес: большинство хочет быстрого обогащения, и даже предприниматели часто не готовы брать ответственность, «играть вдолгую», налаживать производство полного цикла?

— Соглашусь. Мы вырастили общество потребления. Причем потребления не своего. Теперь хочешь не хочешь, придется становиться обществом созидателей. Пора понять, что если ты не можешь купить какую-то сумку, то, возможно, это знак, что пришло время открыть производство и начать делать добротную оригинальную продукцию самому.

— Должна быть в этом случае какая-то помощь от государства?

— Мне кажется, от системы зависит не так много, но зато самое главное. Первое: дать качественное образование, которое соответствует запросу рынка и времени. Не случайно мы посвятили этому на RCW так много сессий. Любой человек в любом городе должен иметь возможность получить быстро и недорого какой-то навык, компетенцию. Кроме того, нужно обучить людей предпринимательству. У нас в стране много талантливых творческих людей, но мало тех, кто способен превратить это в бизнес. Они могут придумать потрясающую концепцию, но не знают, как составить бизнес-план, не говоря уже о том, как вывести свою идею на рынок. Второе: стартовые деньги. В качестве примера приведу Южную Корею, которая выбрала путь творческой экономики, основанной на инновациях и предпринимательстве. Было создано агентство креативных индустрий, которому был поставлен жесткий KPI, насколько должна вырасти доля КИ в ВВП. Дальше были выработаны программы и предоставлено финансирование. Они выстроили иную, отличную от грантовой, систему поддержки. В нее входили как налоговые льготы, так и создание фондовой биржи для стартапов. Но главным было привлечение частного капитала для продвижения, поддержки и сопровождения креативного сектора.

К сожалению, грантовая система далеко не всегда эффективна. Грант хорошо получить один раз в качестве стартового капитала, так как есть сложности с кредитными средствами (известно, что КИ находится у банков в черном списке), дальше привлекать инвесторов и выходить на рынок. Только так это будет работать. 

Фото предоставлено пресс-службой “Российской креативной недели”

— Может, имеет смысл основать специализированный банк под нужды КИ?

— Мы говорим об этом давно. В прошлом году даже делали специальную сессию на RCW, посвященную созданию особых кредитных линий для креативного бизнеса. Но реальных шагов навстречу от банков мы пока не видим. Для них это невыгодно и рискованно. Вот здесь как раз нужна политическая воля. Помните, как было с цифровизацией?! В нее поначалу тоже мало кто верил. Но был дан сигнал, появились национальные проекты, и процесс пошел. Сейчас нам нужна креативизация страны. Пора понять, что креативные индустрии — это не только про арт и творчество, а про производство и реальный сектор экономики. Сегодня невозможно сделать рестарт ни одного промышленного предприятия без креативных решений. Нужны промдизайнеры, IT-специалисты, маркетологи и так далее. Без этого успешный бизнес не построить. И неважно, что вы выпускаете — одежду или тракторы.

Да, определенная работа по легализации понятия «креативные индустрии» проведена. Оно закреплено в Концепции креативных индустрий. Его удалось ввести в актуальную повестку экономического блока правительства. Сейчас уже многие понимают, что в КИ входит 14 различных отраслей. Начало формироваться понимание, что творческая составляющая — важный нематериальный актив любого успешного предприятия, что за свою интеллектуальную собственность надо бороться. Но надо двигаться дальше.

— Креативные индустрии не могут жить не только без поддержки, но и без инфраструктуры, которая обеспечивает их работу. Например, мода не может существовать в отрыве от ткацких фабрик, ритейла и так далее. Разрабатываются ли для них какие-то меры стимулирования?

— Активно занимаемся этим вопросом. Идет обсуждение, что именно должно относиться к инфраструктуре и как ее грамотно развивать, регулировать и поддерживать. Тут и стриминговые платфрмы для кино, и производство тканей для дизайнеров, и книжные магазины для издательств, и многое другое. Видите, как много в креативном секторе нерешенных проблем.

— Вы сказали про важность образования. А насколько представителям творческих индустрий необходима юридическая грамотность?

— Это еще один ключевой вопрос. У нас десятилетиями формировалось неуважение к авторскому праву. Реально отношение начало меняться не так давно. В 2015 году я занималась разработкой закона в этой области для книжной индустрии, так что знаю об этом не понаслышке. Мы постоянно говорим, что каждый креатор должен овладеть хотя бы базовыми знаниями в сфере защиты интеллектуальной собственности. Без фиксации авторства невозможны ни капитализация творчества, ни его превращение в бизнес, ни дальнейшее масштабирование.

— Одно из самых перспективных направлений креативного сектора — IT. При этом сегодня наблюдается огромный отток кадров за рубеж. Можно ли повлиять на ситуацию?

— Начнем с того, что большая часть тех, кто уехал, уже вернулись. Есть также те, кто, уехав, продолжает работать на российские компании. Они всего лишь поменяли локацию. Но мне кажется, что молодежь не захочет уезжать, когда поймет, что у них есть возможность реализовываться в родной стране: создавать, зарабатывать, вести свой бизнес, заниматься интересными и важными вещами. Востребованность и безопасность — главные запросы, которые нужно удовлетворить.

Тот же принцип должен работать и в регионах. Поверьте, если у модельера, промдизайнера, айтишника будет возможность развиваться в родном городе, то многие десять раз подумают, стоит ли отправляться «покорять столицы».

— Не потому ли «Российская креативная неделя» каждый год активно привлекает к участию в работе форума губернаторов?

— Существует и этот аспект. Но для нас сейчас крайне важно, чтобы каждый регион выбрал свою специализацию, а не гнался развивать все 14 креативных индустрий. Многое зависит от запроса людей, территориальных особенностей, исторически сложившихся предпочтений. В качестве примера приведу Красноярск. Сегодня у них работает единственный в России институт гастрономии Поля Бокюза (всего в мире их девять), и город постепенно превращается в гастрономическую Мекку не только для туристов, но и для тех, кто хочет развиваться в данном направлении. К ним приезжают учиться со всего мира. Во многом это изменило жизнь региона.

— «Российская креативная неделя» проводится не только в Москве, но и охватывает регионы. Масштабы будут расти?

— Конечно. У нас очень большая страна, и этого нельзя не учитывать. Как я уже говорила, к каждой территории должен быть свой подход. Специфика производства и потребления товаров везде своя. А потому в следующем году к Москве и Красноярску добавятся еще города. Планируется Дальневосточная креативная неделя. Также появятся отраслевые недели: по дизайну в Казани и по fashion-индустрии в Нижнем Новгороде.

— В начале мы говорили об инвестициях. Как думаете, удастся ли привлечь крупный бизнес в креативный сектор?

— Думаю, это возможно. В том году в нашей программе участвовал глава газовой компании НОВАТЭК Леонид Михельсон, и мы много говорили о сырьевом секторе экономики, который начал вкладываться в креативный. И если раньше, когда сырьевые гиганты открывали галереи, финансировали съемки фильма, это был элемент пиара, то сегодня все понимают, что подобные проекты повышают капитализацию бренда.

Например, те же заводы могут быть построены не просто как промышленные предприятия, но и как образцы промышленного дизайна. Это увеличивает к этим объектам внимание, а следовательно, повышает и капитализацию. Опять же меняется настроение, улучшается качество жизни людей, которые там работают. Это напрямую сказывается на выпускаемом ими продукте, а следовательно, и на экономике. Я уверена, что сейчас нужно приложить чуть больше усилий, и все получится.