24 октября 2022
Конечно, говорить и даже думать о будущем сейчас сложно, тем более — определять тенденции развития. Однако общемировые тренды никуда не денутся: вот и американский Forbes уже начал описывать, что ждёт бизнес в 2023 году. И пусть не всё из этого будет актуально для российских проектов, но общая тенденция одинакова: самые разные компании по всему миру в последние годы сталкиваются с беспрецедентными сложностями, и по прогнозам, в ближайшее время это не закончится.
Рассказываем о тенденциях, которые окажут влияние на бизнес по всему миру в 2023-м по мнению футуролога и стратега Бернарда Марра, потому что считаем, что ознакомиться с мнением профессионалов — никогда не лишнее.
Марр утверждает, что в 2023 году мы увидим дальнейшее развитие нейросетей, искусственного интеллекта, интернета вещей, а также виртуальной и дополненной реальности, блокчейна и других трансформационных цифровых технологий. Более того, он предрекает, что грани между ними станут более размытыми, потому что одно не может развиваться без другого. В частности, на их стыке будут развиваться новые подходы для гибридной и удалённой работы, сервисы для принятия бизнес-решений и автоматизации рутинных и творческих рабочих задач.
«На данный момент действительно очень мало оправданий тому, что вы занимаетесь бизнесом и не понимаете, как ИИ и другие технологии, упомянутые выше, повлияют на ваш бизнес и отрасль. Более результативные продажи и маркетинг, лучшее обслуживание клиентов, более эффективные цепочки поставок, продукты и услуги, которые в большей степени соответствуют потребностям клиентов, и оптимизированные производственные процессы — всё это уже перед нами, и в 2023 году барьеры для доступа к ним будут ниже, чем когда-либо», — считает эксперт.
При этом он добавляет, что необходимость разрабатывать собственные технологичные решения для компаний уже в прошлом: даже небольшой бизнес может получить к ним доступ, приобретая их как товар или услугу у специализированных компаний.
Экономическая ситуация в мире в 2023-м останется довольно угнетающей: пожалуй, в мире не осталось ни одного экономиста, который мог бы дать оптимистичный прогноз на ближайшие годы. Инфляция и волатильность курса валют (сам факт того, что в какой-то момент в 2022 году евро почти сравнялся с долларом, на это намекают) добавляют риска в цепочки поставок — а в России на них также влияют санкции и аспекты происходящего в стране и мире. Чтобы бороться с этим и оставаться на плаву, компаниям необходимо повышать свою устойчивость всеми возможными способами. Это, в первую очередь, означает снижение подверженности волатильности рыночных цен на товары, а также встраивание защитных мер в цепочки поставок для борьбы с дефицитом, инфляцией и растущими логистическими затратами.
В решении этой проблемы, по мнению Марра, может помочь составление карты логистических цепочек компании: так они смогут оценить реальные риски и найти потенциальные решения, вплоть до смены поставщиков или разработки собственной альтернативы их продуктам.
Казалось бы, что во время такого экономического, энергетического и геополитического кризиса экология — последнее, о чём вообще стоит думать. Однако именно экологические проблемы в недалёком будущем способны затмить даже тот урон, что нанесла экономике и предпринимателям пандемия. Поэтому в 2023-м, считает Марр, потребители — да и инвесторы — продолжат выбирать экологически и социально ответственные компании.
Кроме того, в своей колонке он говорит о том, что даже покупательские тенденции всё чаще определяются именно сознательными потребителями — то есть теми из нас, кто отдаёт приоритет таким факторам, как воздействие на окружающую среду и устойчивость, при выборе, у кого покупать или с кем вести дела. Именно поэтому в 2023 году компаниям необходимо убедиться, что их экологические, социальные и управленческие процессы (ESG) находятся в центре их стратегии. Первое, что для этого нужно сделать — измерить воздействие бизнеса на общество и окружающую среду, а затем переходить к повышению прозрачности. Каждому бизнесу нужен план того, как уменьшить любые негативные последствия — с чёткими целями и временными рамками, — а затем этот план должен быть подкреплён не менее конкретным списком действий.
Словосочетание «пользовательский опыт» за последние несколько лет прочно вошло в нашу жизнь, и Марр считает, что в 2023 не менее важное значение приобретёт и клиентский опыт. Вместе с ценой и качеством продукта это влияет не только на то, что выбирает покупатель, но и как он это делает и что при этом переживает. Всё просто: если кроме товара подарить клиенту ещё и удовольствие от процесса, он вернётся снова.
Традиционно для этого используются самые разные технологии: в первую очередь, различные рекомендательные механизмы, а также сервисы поддержки — как пред-, так и постпродажной. В 2023 они будут всё также важны, но требования клиентов эволюционируют, и ключевыми, по мнению Марра, становятся погружение и интерактивность. В качестве возможного решения он приводит в пример метавселенную, где люди могут взаимодействовать с брендами на новом уровне, а одним из самых существенных трендов как в онлайн, так и в офлайн-ритейле он называет виртуальные примерочные.
Кроме того, эксперт также заметил, что в компаниях всё чаще стала появляться должность «главного менеджера по опыту» — CXO, Chief Experience Officer. С одной стороны, это отражает запрос аудитории, а с другой само по себе является тенденцией, которая будет только нарастать в 2023-м.
Пандемия стала причиной сразу нескольких изменений на рынке труда; так, люди поняли, что могут не ездить каждый день в офис без необходимости, компании поняли, что могут перевести часть сотрудников на удалёнку, сократить затраты на офис и при этом ничего не потерять. Кроме того, всё больше работников в целом провели переоценку влияния работы на их жизнь и соответствие глобальным целям. В западных странах происходящее в этом году уже назвали «Великой отставкой», потому что уходить с работы стало всё больше людей; в России на этом сказались также уход западных компаний и отъезд тысяч квалифицированных специалистов.
В связи со всем этим работодателям приходится тоже проводить переоценку, чтобы увидеть, насколько их вакансии привлекательны для талантов, а сотрудники — довольны текущими позициями и условиями, и исправить имеющиеся проблемы. Предложение людям гибридной работы, постоянные возможности для роста, гибкость и разнообразные, ориентированные на ценности рабочие места — всё это будет иметь важное значение в 2023 году, считает Марр. А стремительная цифровая трансформация, о которой говорилось выше, добавит масла в огонь, потому что сотрудников придётся обучать и переобучать для работы с новыми технологиями и сервисами, и это тоже станет обязанностью работодателя.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»