11 января 2023
Об эксперте: Святослав Лавров, креативный директор «КБ-12» и член жюри Perspectum Awards.
Известный канадский ресурс о трендах и инновациях Trend Hunter выпустил статью с обзором последних тенденций в сфере бизнеса и маркетинга. Одной из них стало новое понятие — comfort marketing, «комфортный маркетинг». Trend Hunter связывает это явление со стремлением брендов помочь людям снять затянувшееся беспокойство после пандемии.
Сложно привести четкое определение термина comfort marketing, поскольку у него есть несколько трактовок. В первом случае comfort marketing — это довольно традиционная модель, когда потребителям, требующим соотношения цены и качества, продают бренды с акцентом на «проверено временем». Однако, чтобы при этом не показаться старомодными, маркетологи прибегают в коммуникации к миксу старого и нового: редизайнят лого с отсылкой на первые версии или создают рекламу с обновленным джинглом из роликов прошлых лет. В результате мы получаем ощущение контакта с уже проверенным брендом, который при этом шагает в ногу со временем.
Citroen обновил лого, вернув формы 103-летней давности. (Фото: Dezeen)
Во втором случае comfort marketing — это ответ брендов на глобальный рост беспокойства, который продиктован не только пандемией, но и политикой, а также общим снижением доходов. Международное агентство маркетинговых исследований OnePoll и банковская платформа Laurel Road выпустили исследование, согласно которому 62% представителей поколения Z и миллениалов испытывают постоянный стресс из-за денег, а 70% считают, что они сильно отстали от своих сверстников в плане финансовой стабильности. Неудивительно, что в такой обстановке бренды хотят стать средством достижения утерянного комфорта.
Последние годы сложно назвать спокойными и располагающими к хюгге (понятие, обозначающее ощущение уюта и благополучия. — РБК Тренды). Количество стресса только росло, и в новой реальности ежедневная порция плохих новостей — норма и даже рутина. Логично, что маркетинг чутко реагирует на это, ведь рекламный контент всегда был прекрасным маркером состояния общества.
Большую часть новой истории реклама стремилась чем-то удивлять и даже шокировать зрителя. Дерзкие слоганы, неожиданные сюжеты роликов, смелые коллаборации. Бренды «задевали» друг друга в коммуникации, поднимали острые социальные темы и т. д. Было время, когда буквально каждый принт или коммуникация Burger King вызывала шквал статей и постов. Причем не только среди маркетологов, но и обычных потребителей. «А это этично? А так можно было? А их засудят?». Или Reebok, который использовал в рекламной кампании самобытный подход к фемповестке, и хотя эту рекламу быстро убрали, тема обсуждалась в онлайн-пространстве еще долго.
Сегодня сложно представить, что всего пару лет назад мы могли увидеть кампанию, которая способна расколоть общество. Теперь внимание приковано к традиционным медиа с актуальной новостной повесткой. При этом вакансия того, кто будет сообщать людям, что «все хорошо», оказалась свободной. Ее и заняла российская версия комфортного маркетинга, лишившись всякого налета смелости и провокационности.
Вероятно, все началось это еще во времена первой волны COVID-19, когда единственными, кто генерировали трогательный и поддерживающий контент, были бренды. Они стремились сделать жизнь людей, оказавшихся взаперти и без работы, лучше. И, кажется, у них неплохо получалось.
Но не успела пандемия закончиться, как мир вошел в другую «специфическую эпоху». Маркетингу даже не пришлось особенно перестраивать этот успокаивающий tone of voice. Реклама фактически взяла на себя функцию личного психолога.
Однако есть очень любопытное отличие: по сравнению с эпохой COVID-19 бренды перестали комментировать через коммуникацию значимые события, продолжая создавать атмосферу комфорта и отсутствия важных перемен. Словно рекламщики и маркетологи стараются спрятать всех в уютной метавселенной.
Российский бизнес действительно сегодня очень активно обращается к этой новой «успокаивающей» функции маркетинга — не раздражать нейромедиаторы, а делать нашу жизнь более расслабленной и комфортной.
Вопрос только в том, не теряют ли маркетологи при этом другую свою значимую роль — быть теми, кто не боится поднимать некомфортные, но очень важные темы? Такие, которые способны вызвать дискуссии в обществе и приводить к позитивным изменениям.
Разумеется, будет и «обратный эффект». Возвращение к дерзости, провокации и глубинным эмоциям. Когда он начнется — неизвестно. О своей готовности скажет само общество: «Окей, вот теперь мы наелись спокойствием и гармонией». Маркетологи и креаторы это настроение почувствуют, скорее всего, быстрее психоаналитиков.
Сейчас не принято вспоминать креатив из 1990-х, но в те годы в каком-то смысле была похожая ситуация. Практически каждый ролик словно был создан как противопоставление годам жестко цензурируемого контента. Кто-то делал это через провокацию, а кто-то — через недоступную ранее искренность.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»