05 сентября 2023
С 1 сентября 2022 года в России начал действовать закон о системе учета рекламы в интернете. А с 1 сентября 2023 года за немаркированную рекламу начнут штрафовать.
Это значит, что теперь все рекламные объявления нужно вносить в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — предоставлять сведения о рекламодателях, месте и результатах размещения, а также маркировать цифровые креативы.
Согласно Роскомнадзору маркировка поможет:
Сделать рынок рекламы прозрачным для клиента. Дать всем участникам информацию о расходах, контрагентах, заключенных договорах. Заказчик сможет увидеть, куда уходит рекламный бюджет.
Разобраться с налогами. То есть вывести из тени тех, кто скрывался от их уплаты.
Сделать рынок более подконтрольным. Чтобы можно было быстро находить и блокировать рекламу, которая противоречит законам. И проще жаловаться на рекламу в Роскомнадзор.
Но есть и такие мнения (интересные, но неофициальные).
Стоп, а что они понимают под рекламой?
Любые рекламные сообщения: баннеры, тексты, видео, аудио, трансляции онлайн и все остальное, во что можно можно вставить рекламу.
Маркировать нужно любые рекламные объявления во всех соцсетях и мессенджерах: ВКонтакте, Telegram, YouTube и так далее.
Но есть несколько исключений. Не нужно маркировать рекламу собственных товаров в email-рассылках, личных сообщениях и push-уведомлениях. Рекламу в составе теле- и радиопередач, которая в интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником.
Также рекламой не считаются
В законе «О рекламе» сказано, что маркировка не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
То есть, ролик с людьми в баре, которые пьют какое-то пиво и не акцентируют внимание на бренде, не будет считаться рекламным. Также работает и со сторителлингом: если напишете историю с органичным обзором банковских продуктов — рекламой это считаться не будет.
Тут все зависит от содержания. Если в пресс-релизе просто описать предстоящее мероприятие — рекламой это не будет. Это же относится и к пост-релизу.
Но, если в пресс-релизе будут призывы к покупке билетов, товаров или услуг, участию в акции или текст будет перегружен положительной эмоционально окрашенной информацией — пост могут признать рекламным. И неважно, распространяется материал возмездно или нет.
Так, а если подробнее, какую информацию нужно подавать в ЕРИР?
Информацию о стоимости кампании, то есть о рекламном бюджете.
Данные о креативах: макеты, токены, площадки размещения рекламы.
Информацию об участниках цепочки. Ими могут быть рекламодатель (сам бизнес), посредник (рекламное агентство, фрилансер) и рекламораспространитель (рекламная система).
ИНН всех участников сделки.
Статистику рекламной кампании спустя 30 дней после запуска.
Оператор рекламных данных (ОРД) — это организация, которая регистрирует объявления и передает их в реестр.
Сейчас в списке ОРД:
А эти ОРД бесплатно помогают с передачей данных?
Скорее всего, все ОРД станут платными и будут работать по подписке. Какая цена будет у каждого ОРД пока что неясно. Сейчас известны расценки некоторых сервисов:
«Первый ОРД»: 1% от стоимости рекламы, зарегистрированной в отчетный месяц, но не менее 5000 руб. Для клиентов, которые подписали договор, но не пользуются услугами ОРД — 500 руб. в месяц. Источник.
«Медиаскаут»: 1% от стоимости рекламы, зарегистрированной в отчетный месяц для компании, которая регистрирует креативы. Для остальных участников цепочки — 0,1% от рекламного бюджета, но не более 5000 руб. Для клиентов, которые подписали договор, но не пользуются услугами ОРД — 1000 руб. в месяц. Для компаний, регистрирующих саморекламу — 20 руб. за хранение мегабайта контента в течение года.
Первый вариант — вы работаете в рекламном кабинете, зарегистрированном на ваше имя, и сами его пополняете. Или, например, договариваетесь о размещении рекламы напрямую с сайтом. В этом случае вы должны самостоятельно зарегистрироваться в ОРД, а затем раскрывать там данные о себе и обо всей рекламной цепочке.
Второй вариант — вы работаете в кабинете рекламодателя как наемный сотрудник или консультант. В этом случае дополнительную информацию добавлять не нужно.
Третий вариант — вы запускаете рекламу через крупные площадки вроде ВКонтакте или Яндекс Директа. В этом случае у площадок есть свои аффилированные ОРД, о которых мы рассказали выше. Поэтому они сами присваивают токены креативу и передают отчеты в ОРД.
Это комбинация букв и цифр, которая формируется программным обеспечением ОРД. Токен выдается мгновенно, так как не проходит модерацию Роскомнадзором.
Фактически этот идентификатор — свидетельство того, что реклама зарегистрирована в ЕРИР. В дальнейшем по токену любой пользователь интернета сможет легко пожаловаться на рекламодателя в РКН.
Если я изменю креатив, мне придется выпускать новый токен?
Да. После любого изменения креатива нужно идти в ОРД и получать новый токен. Либо выпускать токен через платформу, у которой есть контракт с ОРД.
Но есть исключение. Размер креатива можно менять сколько угодно и не запрашивать новый токен.
До запуска:
1. Подать информацию о рекламодателе, участниках цепочки и самих креативах в ОРД. (Готовые шаблоны есть, например, у Яндекса и ВКонтакте.)
2. Получить токен от ОРД.
3. Добавить токен к каждому объявлению.
А после запуска — в течение одного месяца — передать ОРД отчеты о рекламе. (ОРД отправит данные в ЕРИР — к ним получат доступ все участники.)
А куда именно нужно вставлять этот рекламный идентификатор?
Если есть кликабельные ссылки, в конце URL добавляют дополнительный параметр с токеном. Выглядеть это будет как https://mysite.ru/?erir=[token]
А если кликабельных ссылок нет, то ID размещается в начале текста рекламного объявления в формате erid: XXX.
Если изображения без ссылок, то нужно размещать идентификатор поверх изображения текстом в формате erid: XXX. Либо в выпадающем меню рекламного объявления.
Любой контент нужно помечать.
Видеореклама. В начале ролика следует размещать текстовый идентификатор вида erid=XXX поверх изображения.
Сторис. Если там есть реклама, идентификатор размещают текстом поверх видео в начале ролика в формате erid=XXX. Если в сторис изображение, то идентификатор накладывайте поверх фото.
Подкасты. Идентификаторы нужно размещать одним общим текстом в описании выпуска подкаста в формате erid=XXX.
Аудиореклама. Идентификатор — в интерфейсе аудиоплеера во время проигрывания рекламной врезки в формате erid=XXX.
Прямые эфиры с интеграциями. Стоит размещать идентификаторы в видеозаписи эфира в начале и (или) поверх видео текстом вида erid=XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.
Рекламные врезки (мидроллы). Иидентификатор нужно размещать в начале и (или) поверх видео текстом в формате erid=XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.
«Кружки» в Telegram тоже нужно маркировать. Разместить текст поверх изображения нельзя, поэтому идентификатор ставится в следующем сообщении после видео или ответом на «кружок» — чтобы сохранить связность сообщений. (В дальнейшем ситуация может измениться, если Telegram интегрируется с каким-нибудь ОРД.)
Их тоже нужно маркировать. Называться такая реклама будет саморекламой, а в разных ОРД будут отдельные вкладки для создания договоров и актов на саморекламу.
А как часто нужно отчитываться? Что если запускаю 15-го числа на месяц?
По статистике показов и актам отчитываться нужно каждый месяц.
Если рекламная кампания идет 30 дней, а запустили ее, например, 15-го числа, — то и отчитываться по статистике придется два раза за период: за 15 дней текущего месяца и за 15 дней следующего.
Но, конечно, статистикой не ограничивается: к ЕРИР нужно обращаться и перед запуском рекламы, и после. В течение 20 календарных дней после завершения кампании ОРД должна получить отчет с информацией о расходах, договорах, сроках, площадках размещения и статистике по показам.
Большие штрафы. При этом штраф можно получить и за рекламу, размещенную до 1 сентября 2023 года.
Нарушения порядка подачи информации в ЕРИР: если не подали информацию о рекламе, опоздали на 30 дней с момента публикации рекламы или предоставили неполную, недостоверную или неактуальную информацию. За это придется заплатить:
Нарушения, связанные с идентификатором рекламы (токеном). Таким нарушением считается ситуация:
Правила размещения читайте в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора.
За нарушения придется заплатить:
Невыполнение обязанностей оператора рекламных данных (ОРД). Эти нарушения относятся только к ОРД и не влияют на рекламодателей, посредников, рекламораспространителей и рекламных площадок. Невыполнением обязанностей считается:
За нарушения придется заплатить:
Важно! Если кто-то из рекламной цепочки (рекламодатель, посредник, рекламораспространитель) нарушит сразу несколько пунктов, штрафы будут суммировать. Например, за пять рекламных постов без идентификатора физлицам может грозить штраф до 500 тысяч рублей.
Никак.
С одной стороны, Facebook* и Instagram* сами отключили таргетированную рекламу в России. С другой стороны, согласно законодательству РФ, запуск такой рекламы может быть признан финансированием экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).
Даже размещение постов (в том числе рекламных) и призывы подписаться могут рассматриваться как признаки участия в экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).
При этом покупать рекламу у блогеров в таких соцсетях можно, потому что в этом случае деньги идут не площадке, а владельцу соцсети. Что в таком случае делать с маркировкой — вопрос.
1. В тематическом разделе на сайте ФАС.
2. В телеграм-канале «Маркировка рекламы». Он целиком посвящен этой теме.
3. В блоге Elama постоянно выходят новые статьи о маркировке рекламы.
4. AdIndex обязательно сообщают о новых разъяснениях РКН и ФАС, рекомендациях и гайдах АРИР.
В телеграм-канале «Маркетинговые щи» редакция Unisender тоже будет стараться оперативно освещать все важные новости по теме.