+7 3842-75-17-09
Логотип

05 сентября 2023

Как жить с законом о маркировке рекламы в 2023 году

Давайте начнем сначала — что вообще такое маркировка рекламы?

С 1 сентября 2022 года в России начал действовать закон о системе учета рекламы в интернете. А с 1 сентября 2023 года за немаркированную рекламу начнут штрафовать.

Это значит, что теперь все рекламные объявления нужно вносить в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — предоставлять сведения о рекламодателях, месте и результатах размещения, а также маркировать цифровые креативы.

А зачем все это вообще нужно?

Согласно Роскомнадзору маркировка поможет:

Сделать рынок рекламы прозрачным для клиента. Дать всем участникам информацию о расходах, контрагентах, заключенных договорах. Заказчик сможет увидеть, куда уходит рекламный бюджет.

Разобраться с налогами. То есть вывести из тени тех, кто скрывался от их уплаты.

Сделать рынок более подконтрольным. Чтобы можно было быстро находить и блокировать рекламу, которая противоречит законам. И проще жаловаться на рекламу в Роскомнадзор.

Но есть и такие мнения (интересные, но неофициальные).

Стоп, а что они понимают под рекламой?

Любые рекламные сообщения: баннеры, тексты, видео, аудио, трансляции онлайн и все остальное, во что можно можно вставить рекламу.

Маркировать нужно любые рекламные объявления во всех соцсетях и мессенджерах: ВКонтакте, Telegram, YouTube и так далее.

Но есть несколько исключений. Не нужно маркировать рекламу собственных товаров в email-рассылках, личных сообщениях и push-уведомлениях. Рекламу в составе теле- и радиопередач, которая в интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником.

Также рекламой не считаются

  • обзоры нескольких услуг или товаров, в которых нет агрессивного привлечения внимания к одному из;
  • анонсы нескольких мероприятий без агрессивного привлечения внимания к одному из;
  • перечисление своих услуг или продуктов без выделения каких-то конкретных;
  • сторителлинг — когда автор рассказывает историю и по ходу повествования упоминает какие-то продукты или услуги.

А что насчет нативной рекламы, ее тоже нужно маркировать?

В законе «О рекламе» сказано, что маркировка не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

То есть, ролик с людьми в баре, которые пьют какое-то пиво и не акцентируют внимание на бренде, не будет считаться рекламным. Также работает и со сторителлингом: если напишете историю с органичным обзором банковских продуктов — рекламой это считаться не будет.

А пресс- и пост-релизы — это реклама?

Тут все зависит от содержания. Если в пресс-релизе просто описать предстоящее мероприятие — рекламой это не будет. Это же относится и к пост-релизу.

Но, если в пресс-релизе будут призывы к покупке билетов, товаров или услуг, участию в акции или текст будет перегружен положительной эмоционально окрашенной информацией — пост могут признать рекламным. И неважно, распространяется материал возмездно или нет.

Так, а если подробнее, какую информацию нужно подавать в ЕРИР?

Информацию о стоимости кампании, то есть о рекламном бюджете.

Данные о креативах: макеты, токены, площадки размещения рекламы.

Информацию об участниках цепочки. Ими могут быть рекламодатель (сам бизнес), посредник (рекламное агентство, фрилансер) и рекламораспространитель (рекламная система).

ИНН всех участников сделки.

Статистику рекламной кампании спустя 30 дней после запуска.

Я слышал, что данные в ЕРИР нужно передавать через какой-то ОРД. Что это?

Оператор рекламных данных (ОРД) — это организация, которая регистрирует объявления и передает их в реестр.

Сейчас в списке ОРД: 

  • Яндекс («Яндекс Оператор Рекламных Данных»);
  • VK («ВК Рекламные Технологии»);
  • МТС («МедиаСкаут»);
  • Ozon («Озон-ОРД»);
  • Лаборатория разработки («Сбер»);
  • Вымпелком («Первый ОРД»);
  • Амбердата («ОРД-А»).

А эти ОРД бесплатно помогают с передачей данных?

Скорее всего, все ОРД станут платными и будут работать по подписке. Какая цена будет у каждого ОРД пока что неясно. Сейчас известны расценки некоторых сервисов:

«Первый ОРД»: 1% от стоимости рекламы, зарегистрированной в отчетный месяц, но не менее 5000 руб. Для клиентов, которые подписали договор, но не пользуются услугами ОРД — 500 руб. в месяц. Источник.

«Медиаскаут»: 1% от стоимости рекламы, зарегистрированной в отчетный месяц для компании, которая регистрирует креативы. Для остальных участников цепочки — 0,1% от рекламного бюджета, но не более 5000 руб. Для клиентов, которые подписали договор, но не пользуются услугами ОРД — 1000 руб. в месяц. Для компаний, регистрирующих саморекламу — 20 руб. за хранение мегабайта контента в течение года.

А если я фрилансер, как мне передавать информацию в ОРД?

Первый вариант — вы работаете в рекламном кабинете, зарегистрированном на ваше имя, и сами его пополняете. Или, например, договариваетесь о размещении рекламы напрямую с сайтом. В этом случае вы должны самостоятельно зарегистрироваться в ОРД, а затем раскрывать там данные о себе и обо всей рекламной цепочке.

Второй вариант — вы работаете в кабинете рекламодателя как наемный сотрудник или консультант. В этом случае дополнительную информацию добавлять не нужно.

Третий вариант — вы запускаете рекламу через крупные площадки вроде ВКонтакте или Яндекс Директа. В этом случае у площадок есть свои аффилированные ОРД, о которых мы рассказали выше. Поэтому они сами присваивают токены креативу и передают отчеты в ОРД.

Так, а что такое токен?

Это комбинация букв и цифр, которая формируется программным обеспечением ОРД. Токен выдается мгновенно, так как не проходит модерацию Роскомнадзором.

Фактически этот идентификатор — свидетельство того, что реклама зарегистрирована в ЕРИР. В дальнейшем по токену любой пользователь интернета сможет легко пожаловаться на рекламодателя в РКН.

Если я изменю креатив, мне придется выпускать новый токен?

Да. После любого изменения креатива нужно идти в ОРД и получать новый токен. Либо выпускать токен через платформу, у которой есть контракт с ОРД.

Но есть исключение. Размер креатива можно менять сколько угодно и не запрашивать новый токен.

Так, еще раз. Какие шаги, если хочешь рекламироваться по всем правилам?

До запуска:

1. Подать информацию о рекламодателе, участниках цепочки и самих креативах в ОРД. (Готовые шаблоны есть, например, у Яндекса и ВКонтакте.)

2. Получить токен от ОРД.

3. Добавить токен к каждому объявлению.

А после запуска — в течение одного месяца — передать ОРД отчеты о рекламе. (ОРД отправит данные в ЕРИР — к ним получат доступ все участники.)

А куда именно нужно вставлять этот рекламный идентификатор?

Если есть кликабельные ссылки, в конце URL добавляют дополнительный параметр с токеном. Выглядеть это будет как  https://mysite.ru/?erir=[token]

А если кликабельных ссылок нет, то ID размещается в начале текста рекламного объявления в формате erid: XXX.

Если изображения без ссылок, то нужно размещать идентификатор поверх изображения текстом в формате erid: XXX. Либо в выпадающем меню рекламного объявления.

С контекстной рекламой или баннерами понятно, а что насчет видео или подкастов?

Любой контент нужно помечать.

Видеореклама. В начале ролика следует размещать текстовый идентификатор вида erid=XXX поверх изображения.

Сторис. Если там есть реклама, идентификатор размещают текстом поверх видео в начале ролика в формате erid=XXX. Если в сторис изображение, то идентификатор накладывайте поверх фото.

Подкасты. Идентификаторы нужно размещать одним общим текстом в описании выпуска подкаста в формате erid=XXX.

Аудиореклама. Идентификатор — в интерфейсе аудиоплеера во время проигрывания рекламной врезки в формате erid=XXX.

Прямые эфиры с интеграциями. Стоит размещать идентификаторы в видеозаписи эфира в начале и (или) поверх видео текстом вида erid=XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.

Рекламные врезки (мидроллы). Иидентификатор нужно размещать в начале и (или) поверх видео текстом в формате erid=XXX или в выпадающем меню рекламного объявления.

«Кружки» в Telegram тоже нужно маркировать. Разместить текст поверх изображения нельзя, поэтому идентификатор ставится в следующем сообщении после видео или ответом на «кружок» — чтобы сохранить связность сообщений. (В дальнейшем ситуация может измениться, если Telegram интегрируется с каким-нибудь ОРД.)

А что делать с рекламой внутри своих собственных проектов?

Их тоже нужно маркировать. Называться такая реклама будет саморекламой, а в разных ОРД будут отдельные вкладки для создания договоров и актов на саморекламу.

А как часто нужно отчитываться? Что если запускаю 15-го числа на месяц?

По статистике показов и актам отчитываться нужно каждый месяц.

Если рекламная кампания идет 30 дней, а запустили ее, например, 15-го числа, — то и отчитываться по статистике придется два раза за период: за 15 дней текущего месяца и за 15 дней следующего.

Но, конечно, статистикой не ограничивается: к ЕРИР нужно обращаться и перед запуском рекламы, и после. В течение 20 календарных дней после завершения кампании ОРД должна получить отчет с информацией о расходах, договорах, сроках, площадках размещения и статистике по показам.

Уф, с правилами стало более-менее понятно. А, может, вообще не соблюдать? Что за это будет?

Большие штрафы. При этом штраф можно получить и за рекламу, размещенную до 1 сентября 2023 года.

Нарушения порядка подачи информации в ЕРИР: если не подали информацию о рекламе, опоздали на 30 дней с момента публикации рекламы или предоставили неполную, недостоверную или неактуальную информацию. За это придется заплатить:

  • физлицам — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • должностным лицам — от 30 000 до 100 000 рублей;
  • юрлицам — от 200 000 до 500 000 рублей.

Нарушения, связанные с идентификатором рекламы (токеном). Таким нарушением считается ситуация:

  • если не получили токен и не его указали в рекламе;
  • если разместили токен на рекламе неправильно.

Правила размещения читайте в пунктах 10–13 приказа Роскомнадзора.

За нарушения придется заплатить:

  • физлицам — от 30 000 до 100 000 рублей;
  • должностным лицам — от 100 000 до 200 000 рублей;
  • юрлицам— от 200 000 до 500 000 рублей.

Невыполнение обязанностей оператора рекламных данных (ОРД). Эти нарушения относятся только к ОРД и не влияют на рекламодателей, посредников, рекламораспространителей и рекламных площадок. Невыполнением обязанностей считается: 

  • неподача информации в ЕРИР;
  • нарушение порядка взаимодействия с ЕРИР;
  • передача в ЕРИР неполной, недостоверной или неактуальной информации;
  • нарушение порядка работы с идентификатором рекламы.

За нарушения придется заплатить:

  • должностным лицам — от 100 000 до 200 000 рублей;
  • юрлицам — от 300 000 до 700 000 рублей.

Важно! Если кто-то из рекламной цепочки (рекламодатель, посредник, рекламораспространитель) нарушит сразу несколько пунктов, штрафы будут суммировать. Например, за пять рекламных постов без идентификатора физлицам может грозить штраф до 500 тысяч рублей.

Кстати, а как маркировать рекламу в запрещенных соцсетях?

Никак.

С одной стороны, Facebook* и Instagram* сами отключили таргетированную рекламу в России. С другой стороны, согласно законодательству РФ, запуск такой рекламы может быть признан финансированием экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Даже размещение постов (в том числе рекламных) и призывы подписаться могут рассматриваться как признаки участия в экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

При этом покупать рекламу у блогеров в таких соцсетях можно, потому что в этом случае деньги идут не площадке, а владельцу соцсети. Что в таком случае делать с маркировкой — вопрос.

Да уж, с этим законом много непонятностей и обновлений. А где можно за всем этим следить?

1. В тематическом разделе на сайте ФАС.

2. В телеграм-канале «Маркировка рекламы». Он целиком посвящен этой теме.

3. В блоге Elama постоянно выходят новые статьи о маркировке рекламы.

4. AdIndex обязательно сообщают о новых разъяснениях РКН и ФАС, рекомендациях и гайдах АРИР.

В телеграм-канале «Маркетинговые щи» редакция Unisender тоже будет стараться оперативно освещать все важные новости по теме.

 

Источник

Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»