28 сентября 2023
7 ошибок, которые допускают предприниматели при поиске инвестиций
Чтобы успеть закрыть все окна, которые вам предлагает текущая конъюнктура рынка, достаточно продумать два вопроса: какой проект вы будете реализовывать и где найти на это средства?
Если ответ на первый зависит сугубо от ваших желаний, амбиций, внутренних характеристик компании и команды, то со вторым все не так сложно, как может показаться. Однако все так же есть ошибки, которые предприниматели регулярно совершают на пути к цели привлечь капитал.
Наталия Джиоева, генеральный директор инвестиционной платформы Bizmall, разобрала некоторые из них и подсказала, что делать.
1. Ищут инвестора в каждом
Для успеха инвестиций между инвестором и предпринимателем должен случиться match.
Ищите инвесторов, которые заинтересованы в вашей отрасли, имели опыт инвестиций в вашей сфере, которые понимают рынок, в идеале имели дело с компаниями вашей стадии развития.
2. Говорят только о своем проекте
Большинство инвесторов предпочитают получать информацию, беседуя с предпринимателем в режиме вопрос-ответ. Для успеха переговоров вам нужно разбираться не только в своем проекте, но и в рынке, с которым планируете работать.
Покажите свои компетенции:
- изучите текущую динамику рынка,
- его перспективы,
- точки роста,
- позиционирование успешных продуктов, услуг.
Ваш проект не будет интересен инвестору, если он не будет вам доверять как профессионалу.
3. Предоставляют непонятный и неполный оффер
Любая идея обречена на провал, если не уметь ее преподнести.
Чтобы вызвать интерес, заранее подготовьте маркетинг-кит и уделите особое внимание презентации: подготовьте не более 10 содержательных слайдов, которые раскрывают вашу компанию, состояние рынка и актуальность инвестиционной задачи.
Этого будет достаточно, чтобы у инвестора было понимание инвестиционного потенциала проекта, на основании которого чаще всего и принимается решение в отношении инвестиций.
Пример структуры презентации (invest deck)
Разместите на титульном слайде название вашей компании и цель привлечения средств.
Сформулируйте цель не более чем в одном предложении, которое отразит суть, уникальность и необходимость реализации проекта.
- Опишите проблему, которую вы решаете, ее актуальность, сколько затрачивается ресурсов в текущий момент на ее решение.
- Опишите свой продукт или услугу. В чем уникальность или инновационность вашего проекта? На какой стадии развития находитесь? Как защищаете интеллектуальную собственность?
- Опишите рынок. Приведите показатели: общий объем рынка потребителей, доступный объем (приобретатели вашего продукта или услуги), реально достижимый объем рынка (целевой рынок на ближайшие два-три года).
- Конкурентные преимущества. В чем ваше отличие? Уникальность?
- Бизнес-модель: юнит-экономика, схема продаж, факторы, влияющие на стоимость.
- Маркетинг. Какие каналы привлечения трафика вы планируете использовать, какова их эффективность, стоимость?
- Опишите команду, которая работает над проектом.
- Финансовый план. Приведите текущие показатели работы и прогноз на три-пять лет.
- Расскажите об истории компании: патенты, привлеченные инвестиции, участие в программах акселерации. И о планах развития: новые рынки, международная экспансия.
- Инвестиции. Сколько требуется инвестиций? На что они пойдут? Какие результаты будут достигнуты и как в дальнейшем выйти инвестору. Предложение для инвестора.
Завершающий слайд с контактами. Не ограничивайтесь номером телефона и адресом электронной почты, в текущее время наиболее популярен Telegram — обязательно укажите свое имя пользователя и не забудьте в настройках мессенджера снять ограничение на появление в поиске.
Привлеките дизайнера для подготовки маркетинг-кит, инвесторы тоже «встречают по одежке». Важно понимать, что в большинстве инвесторы не обращают внимания на проекты в плохой «упаковке».
Помимо того, что дизайнерские презентации в современной стилистике и с мягкими шрифтами приятны для просмотра, визуальная составляющая направляет по тексту, расставляет акценты и в прямом смысле «продает» ваше предложение.
4. Не имеют стратегии поиска инвестиций
После того как вы изучили рынок, определили вектор развития проекта, разработали бизнес-план, продумали инвестиционную модель и нарисовали информативный оффер, наступает главное — поиск инвестора.
Многие предприниматели идут за инвестициями в фонды, корпорации, банки. Но если первые в обмен на капитал попросят долю и не самые привлекательные условия сотрудничества, то последние и вовсе в 90% случаев отказывают.
Чтобы избежать ненужных расстройств, определите для себя, на каких условиях вы готовы привлекать инвестиции и в течение какого времени вам надо их получить для запланированного старта проекта.
Возможно, стоит рассмотреть другие способы привлечения капитала:
- размещение внебиржевых акций и облигаций,
- а при условии небольшой суммы инвестиций — заем.
5. Отказываются от прямых коммуникаций
Инвесторов можно искать самостоятельно, но лучше делать это не на просторах интернета, а участвуя в профильных конференциях, тематических форумах, круглых столах.
Прямая коммуникация сулит гораздо больше возможностей для диалога, нежели письмо на почту или сообщение в Telegram. Более того, живое общение с представителями комьюнити только положительно скажется на ваших навыках ведения переговоров.
Если же вы решили заняться рассылкой, помните следующее:
- В первом сообщении ваша идея должна быть сформулирована очень четко, а изложена кратко.
- Полный оффер прикрепите к письму (если отправляете email) или отправьте следующим сообщением (если Telegram).
- Текст самого сообщения постарайтесь уложить в пять-семь предложений (идея проекта, сумма инвестиций), иначе есть риск, что оно не будет дочитано и уйдет в архив.
6. Не проявляют должной дотошности
Проверьте все данные перед презентацией инвесторам. Вы должны уметь ответить на любой вопрос по проекту и знать, как посчитана каждая цифра.
Это придаст вашей речи уверенность, снимет часть стресса и покажет ваши компетенции и заинтересованность в реализации проекта.
7. Невнимательны к деталям сделки
После успешного поиска инвестора и согласования с ним модели сотрудничества, важный шаг — оформление сделки.
Надо ли говорить, что все документы обязательны к прочтению перед подписанием?
Убедитесь в достоверности изложенных условий партнерства в документах, при необходимости – привлеките стороннего юриста, который специализируется на вашем типе сделок и «вычистит» все спорные положения.
Оформить сделку можно по классической схеме с заверением у нотариуса или провести онлайн через инвестиционную платформу.
Разбор ошибок, которые описаны выше, поможет вам в поиске капитала, но помните самое важное: в поисках инвестиций не потеряйте идею, ради которой все было задумано.
Источник
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»