14 ноября 2023
В разных регионах люди потребляют по-разному. Мы чаще говорим о страновых отличиях в потреблении, но даже в рамках одной страны и одного региона России привычки и модели потребления могут очень различаться.
О том, как узнать об этих особенностях и использовать их, выводя бизнес за пределы своего города, рассказывает предприниматель из Владивостока, генеральный директор сети автокафе Coffee Machine Дмитрий Лутченко.
За годы работы мы накопили опыт, которым я поделюсь с теми, кто хочет развивать свой бизнес в новых городах и регионах. Я буду говорить в первую очередь об общепите, но эти же подходы можно использовать и в других сферах.
Когда у вас сеть, очень важно, чтобы в любом городе или регионе в вашем заведении гость получил продукт или услугу, соответствующую стандарту.
Совет может показаться банальным, но, как ни странно, не все ему следуют.
Получил понятный и предсказуемый результат. Именно поэтому мы приходим в новый город или регион с нашим общим меню.
Адаптироваться к особенностям конкретного города или региона нам помогают спецпредложения. В принципе, это обычная практика, которой придерживаются крупные игроки: заходят в новый регион со своим базовым меню, а затем в зависимости от особенностей потребления дополняют его локальными спецпредложениями.
Например, в McDonald’s в Индии можно встретить Chicken Maharaja Mac и его вегетарианскую версию. Starbucks в Китае предлагает десерты из бобовых. KFC в Индонезии включил в меню рис, потому что в стране есть особый паттерн потребления.
«Додо Пицца» в Китае предлагала пиццу с дурианом. А в швейцарском Burger King подают теплые бельгийские вафли. В России вкусовые предпочтения в основном схожи, но все же есть особенности потребления и поведения, которые следует учитывать.
В России 89 равноправных субъектов — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных областей. Уровень доходов, образ жизни и модели потребления в разных субъектах могут значительно различаться.
Формат наших кофеен в большей степени рассчитан на автомобилистов. Отчасти потому, что первые точки открывались во Владивостоке — городе, где автомобиль является неотъемлемой частью жизни, «вторым домом».
Конечно, привычка активно перемещаться на автомобиле накладывает отпечаток на модель потребления. Жители Владивостока постоянно куда-то едут, а по пути для них привычно заехать в кофейню, взять заказ навынос и продолжить путешествие. Нам казалось, что и в других городах люди будут так же себя вести.
В Магадане и Иркутске модель поведения оказалась похожа на владивостокскую. Но когда мы открывали кофейни в Хабаровске, поняли, что тут все устроено по-другому.
Да, в Хабаровске люди тоже ездят на автомобилях, но в повседневной жизни не так к ним привязаны.
Во-первых, вокруг города не так много мест, куда можно отправиться на автомобиле. Во-вторых, если во Владивостоке особо некуда пойти пешком, то в Хабаровске есть прекрасные бульвары и есть традиция по ним гулять.
Поэтому для жителей важны в кофейнях окошки для пешеходов, в которых можно взять заказ навынос и продолжить прогулку. Примерно так же люди ведут себя в Южно-Сахалинске, где тоже популярны пешие прогулки по городу.
В Комсомольске-на-Амуре тоже не так много вариантов для выездов за город, а поездка в кофейню воспринимается как отдельное событие и способ времяпрепровождения.
Открывая кофейни в Барнауле, мы обнаружили, что здесь люди особенно чувствительны к ценам. Изучая обратную связь, мы увидели, что они говорят в первую очередь о стоимости, а уже потом о вкусе, сервисе или удобстве. Для них предпочтительны спецпредложения, комбо, и это надо учитывать.
Сейчас, когда мы собираемся открывать кофейню в новом городе, поступаем следующим образом:
Для нас главная сложность выхода в новый город или регион связана больше не с вкусовыми предпочтениями людей, а с тем, насколько наш формат вписывается в привычные паттерны потребления.
Формат автокафе подразумевает, что водитель подъезжает к окошку кофейни, делает заказ и получает его — ни на одном этапе не выходя из машины. Там, где люди не так сильно привязаны к автомобилю, им бывает сложно понять, как это устроено: они ставят машину на парковку и идут к окошку.
Поэтому открывая кофейни в таких местах, мы фокусируемся на том, чтобы объяснить и показать, как пользоваться форматом автокафе.
В этом деле у нас есть несколько своих инструментов:
Да, для нас важен стандарт, но так же важно прислушиваться к пожеланиям гостей и вводить специальные предложения, соответствующие вкусам жителей региона.
Есть регионы, где можно наблюдать особенное отношение к локальным продуктам.
Например, в Улан-Удэ и Иркутске мы увидели большую любовь людей к местным ягодам и травам. Так в меню сети в этих городах появился чай саган-дайля.
У нас есть кофейня на границе Краснодарского края и Республики Адыгея. И там для многих важно, чтобы в меню присутствовали халяльные продукты. Поэтому мы договорились о поставках халяльной курицы и сделали в меню специальные пометки, чтобы гостям было проще ориентироваться.
В Иркутске в меню есть вафли с кедровым орехом. На Сахалине одно время в меню присутствовало варенье из местной терпкой ягоды красники.
Во Владивостоке людям нравятся морепродукты и азиатская кухня. Поэтому когда мы ввели в меню позицию с дальневосточным гребешком и азиатским ореховым соусом, она сразу «выстрелила», хотя стоимость была ощутимо выше средней.
Иногда такие специальные предложения, которые начинались как локальные, в итоге становятся так популярны, что входят в основное меню сети.
В бизнесе, который не связан с общепитом, пожелания потребителей могут находиться в другой плоскости, но они в любом случае являются для предпринимателя источником ценной информации и идей.
Для обратной связи от гостей у нас несколько «входящих окон»:
Как и в любом деле, здесь важен баланс. Нельзя слепо следовать всем пожеланиям и нельзя их полностью игнорировать.
Если вы будете сохранять общий стандарт сети, но при этом учитывать локальные особенности, ваши шансы на успех в покорении новых территорий возрастут.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»