18 января 2024
На основе исследования международного агентства по анализу рынка Mintel разбираем, как изменится поведение потребителей в 2024 году: чего покупатели будут ожидать, что будут считать важным при выборе товаров и как увеличить продажи онлайн- и офлайн-магазинам.
Бизнесу важно отслеживать появление технологических инноваций, изменения в социальной сфере, новые интересы покупателей, динамику развития рынков. Эти данные позволяют строить прогнозы, по которым магазины, предприятия общепита и оказания услуг могут адаптировать предложение под ожидания клиентов.
Крупные компании, особенно e-commerce, самостоятельно ведут статистику и составляют прогнозы. Небольшим магазинам и продавцам на маркетплейсах проще ориентироваться на данные аналитиков.
Международное агентство по анализу рынка Mintel в октябре 2023 года выпустило исследование о пяти глобальных трендах потребительского поведения в 2024 году. Эти тенденции повлияют и на российский рынок.
Эксперты-аналитики Mintel определили пять тенденций, на которые брендам особенно важно обратить внимание — сейчас и в ближайшие годы. Это не рекомендации, какие товары будут хорошо продаваться, а анализ того, как меняется поведение потребителей.
Разберем каждый тренд отдельно: какое место сегодня занимают взаимоотношения между людьми, как изменение климата влияет на коммуникационные стратегии брендов, как развитие искусственного интеллекта может изменить ожидания потребителей в будущем.
Следите за развитием отечественного бизнеса в рубриках Тренды и Аналитика
По мере того как компании и их клиенты учатся использовать новые технологии, покупатели начинают ценить то, что делает людей людьми. На первый план выходят эмоции, сопереживание, творчество, желание общаться с живым человеком, а не с роботом.
Чтобы найти баланс между технологическим прогрессом и выстраиванием взаимоотношений, бренды будут искать новые способы добавить человечности во взаимодействие с клиентами в противовес использованию безликих алгоритмов.
В мире, где доминируют технологии, большую ценность приобретают человеческие навыки и эмоции. Это особенно важно на фоне растущего использования возможностей искусственного интеллекта.
58% потребителей говорят, что именно общение с реальным человеком делает опыт покупки приятным (опрос Mintel среди американцев).
Роль ИИ в электронной коммерции существенна и будет увеличиваться: чат-боты, персонализированные рекомендации, голосовые помощники уже меняют процесс онлайн-покупок.
Потребители всё чаще используют голосовых помощников для покупок, заказа продуктов, поиска товаров в интернете. Алгоритмы помогают изучать поведение, предпочтения клиентов, подбирают индивидуальные рекомендации, помогают проводить эффективные маркетинговые кампании.
47% людей обеспокоены растущей популярностью искусственного интеллекта, особенно необходимостью взаимодействовать с ИИ чаще, чем с людьми (Mintel по результатам опроса в Великобритании).
Что делать. Несмотря на то что технологии способны повысить эффективность продаж, брендам по-прежнему необходимо инвестировать в сотрудников, чтобы выстраивать и поддерживать отношения с клиентами. Потребители стремятся к такому уровню сопереживания и обслуживания, который может обеспечить только человек.
Потребители будут выбирать не только то, в чем они сами нуждаются, но и то, в чем, по их мнению, заключена особая ценность. Стратегия покупать товары дешево и часто уйдет на второй план. Покупатели будут стремиться выбрать товар, который прослужит им долго, и у бренда, который заслуживает их доверия.
70% тайских потребителей заинтересованы в косметических средствах, в состав которых входят натуральные ингредиенты, и готовы платить за них больше. А 67% британских покупателей мебели за последние 12 месяцев выбирали более дорогой, а значит, долговечный товар.
Потребителям станет важнее, что бренд значит для них лично, а не что он олицетворяет в обществе. Если компании это учтут, будет расти их социальная и эмоциональная ценность.
Что делать. Чтобы укреплять отношения с покупателями, компаниям нужно сделать своей целью предоставление товаров стабильно высокого качества с гарантией надежности.
Потребители не просто хотят, чтобы о них заботились, — они сами хотят заботиться о других, чаще заводят домашних питомцев и комнатные растения. Компании могут помочь клиентам найти новые точки соприкосновения с другими людьми. И эта позиция подтверждается результатами опросов.
67% тайских потребителей считают, что поддерживать здоровые привычки легче в сообществе с другими людьми, чем самостоятельно (Mintel).
Компании способны поддержать тренд на то, что люди предпочитают проводить свободное время не в одиночестве, а с друзьями и близкими.
Что делать. Магазины способны добавить в ассортимент товары для животных, фитнеса, активного отдыха и других сфер, объединяющих людей по интересам. Салоны красоты могут подать регулярные процедуры как нечто, что совсем не обязательно делать в одиночку. Общепит и так объединяет людей за одним столом, это можно усилить, например, проводить в заведении интеллектуальные игры, выступления для любителей музыки и стендапа.
Люди становятся более осознанными в отношении окружающей среды, поэтому внимание компаний к проблемам экологии становится всё более важным фактором при принятии решений о покупке. Потребители ищут экологически чистые продукты и ожидают, что маркетплейсы и интернет-магазины будут уделять приоритетное внимание этой теме.
Недостаточно просто приклеить ярлык на упаковку продукта. Бизнес должен доказывать и демонстрировать, что действительно уделяет внимание вопросам экологии.
60% потребителей в США считают, что многие компании экологичны только на словах (Mintel).
Что делать. Производители, поставщики и продавцы могут внедрять более экологичные методы производства, использовать «чистые» материалы для упаковки. Бизнес переводит документооборот с бумаги в электронный вид, постепенно отказывается от чековой ленты, бумажных ценников и распечатанных меню — всё это можно сделать фишкой в рекламных кампаниях, чтобы продемонстрировать людям заботу об экологии и усилить их лояльность.
Растущие цены, политическая нестабильность, проблемы изменения климата, уровень безработицы, возможности искусственного интеллекта — всё это продолжит вызывать у людей тревогу.
Брендам необходимо уйти от приукрашенного изображения реальности к более честному представлению окружающего мира и его проблем. Само ощущение неопределенности не исчезнет, но компании могут поддержать потребителей и помочь им стать более устойчивыми к возможным невзгодам, найти новые способы справиться с ними.
Что делать. Mintel предлагает бизнесу создавать продукты и ресурсы для самопомощи и самосовершенствования, чтобы помочь людям найти новые точки опоры и сохранить душевное благополучие.
Эксперты Контура провели опрос среди предпринимателей о том, как чувствует себя их бизнес. О снижении выручки рассказали 5% опрошенных, еще 25% поделились, что вести дела стало сложнее. Около 60% респондентов ответили, что продолжают стабильно работать, а 15% находятся в стадии активного развития.
В миллионниках работает 10% розничных магазинов, в других городах — 50%, в селах — 40%. В первой половине 2023 года чаще открывались магазины одежды, их доля составила 12% от всех открывшихся торговых точек в сфере розницы. Магазины у дома, которые продают и продукты, и другие товары, заняли второе место с долей в 9%. Доля специализированных лавок оказалась 5%, цветочных магазинов — 4%, пивных точек — 3% (Retail.ru).
Отслеживая тренды, собственник бизнеса может прогнозировать, в какой нише перспективнее развивать бизнес, где будет накаляться конкурентное соперничество, как будет меняться спрос на товары или услуги.
Виталий Туев
Руководитель сегмента розницы в Контур.МаркетеОдна из угроз для малого бизнеса — консолидация рынка, сетей становится больше, и они давят на предпринимателей, у которых одна или две точки. У сетей больше денег, более эффективные процессы, выгоднее закупочные цены. Малому и среднему бизнесу нужно защищаться от этого тренда. Это означает, что уже нельзя отмахиваться от наведения порядка в товароучете, документообороте и других бизнес-процессах. Нельзя игнорировать контроль за затратами и сотрудниками. У малой розницы есть понятные инструменты, они помогут избежать ключевых рисков.
Принимая во внимание выявленные Mintel тренды, в 2024 году компаниям следует внедрить в процессы аналитики и продаж инновационные технологии и алгоритмы, но при этом уделить большое внимание живому общению с покупателями. Поднять продажи можно, добавив в линейку товары для животных, фитнеса, активного отдыха, косметические средства и продукты для здорового питания. Лояльность покупателей повысит экологичная упаковка, реальные шаги бренда по охране окружающей среды, а также честность и открытый диалог с аудиторией.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»