23 января 2024
С сентября 2022 году у бизнеса, блогеров и простых людей появилась обязанность маркировать рекламу в интернете. А с сентября 2023 года за отсутствие маркировки ввели штрафы. Почти сразу оштрафовали видеоблогера и городской телеграм-паблик. Ещё дела за маркировку завели на муниципальный телеканал, научно-популярное СМИ и два телеграм-канала. Стало ясно: штраф может получить практически каждый, кто зарабатывает на интернет-рекламе.
Свою и чужую рекламу в интернете нужно маркировать. Это касается рекламных вставок в видео, посты, картинки, ролики и любой другой рекламы. Маркировка — это не просто поставить пометку «реклама» и написать, чей товар рекламируют. Рекламный креатив нужно залить в реестр Роскомнадзора, получить токен и вставить его в рекламу, а после — отчитаться за рекламный бюджет.
У нас есть подробная инструкция по маркировке, посмотрите её: Маркировка рекламы в 2023 году.
Маркировку отслеживают сразу два госоргана — Роскомнадзор и Антимонопольная служба, она же ФАС. Роскомнадзор следит за передачей креативов в реестр и наличием токена, а ФАС отслеживает уже залитую в сеть рекламу без маркировки.
За отсутствие маркировки есть два штрафа (п. 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ):
Антимонопольщики могут выписать более мягкий штраф — за общие нарушения закона о рекламе (п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). По этой статье штраф для физлиц сравнительно небольшой — 2000–2500 ₽, для ИП тоже — 4000–20 000 ₽, а вот для компаний всё равно крупный — 100 000 – 500 000 ₽.
Штрафы выписывают только за рекламу, размещённую после 1 сентября 2022 года. Проверки начались в сентябре 2023 года.
Сейчас известно про два реальных штрафа:
ФАС на 2000 ₽ оштрафовала автора телеграм-канала «Мой Нижний Новгород». У него нашли 16 постов без маркировки с рекламой разных компаний — от 2ГИС до местного магазина кроссовок (постановление УФАС № ОШ/23524/23).
Роскомнадзор оштрафовал на 300 000 ₽ телеграм-канал «Лиса рулит» за три поста (Новость с РБК).
ФАС завели и другие дела, но ещё не решили по штрафам:
На модератора телеграм-канала и паблика во ВКонтакте «Беспредел нашего города – обратная сторона Рубцовска». В группах было 12 рекламных постов (решение № 022/05/18.1-988/2023).
На модератора паблика во ВКонтакте «Блогерша Рубцовск» — за восемь постов (решение № 022/05/18.1-838/2023).
Оба паблика из Рубцовска рекламировали местные магазины, автошколы, парикмахерские.
На Кузсбасскую телерадиокомпанию «27 плюс» за рекламу на своей странице во ВКонтакте языковой школы (решение № ТМ/11001/23).
На научпоп-портал «Арзамас» за рекламу стороннего образовательного проекта (определение № ОШ/22785/23).
Получить можно сразу два штрафа — от ФАС и РКН. Но таких ядерных случаев пока не было.
Если на своём сайте, канале или в группе вы публикуете чужую рекламу или рекламируете сами себя, то вам точно нужна маркировка. Разберитесь в этом процессе и начинайте маркировать, наша инструкция вам в помощь: Маркировка рекламы в 2023 году.
Посмотрите на сайте ФАС, что не относится к рекламе и не маркируется. Не нужно маркировать описание своего товара, обзоры и отзывы.
Изучите раздел часто задаваемых вопросов от ФАС. Там есть много полезных ответов. Например, в каком случае нужно маркировать призыв подписаться на вашу соцсеть.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»