+7 3842-75-17-09
Логотип

23 января 2024

Маркировка рекламы: уже известно про первые штрафы

С сентября 2022 году у бизнеса, блогеров и простых людей появилась обязанность маркировать рекламу в интернете. А с сентября 2023 года за отсутствие маркировки ввели штрафы. Почти сразу оштрафовали видеоблогера и городской телеграм-паблик. Ещё дела за маркировку завели на муниципальный телеканал, научно-популярное СМИ и два телеграм-канала. Стало ясно: штраф может получить практически каждый, кто зарабатывает на интернет-рекламе.

Напомним, что за штрафы из-за отсутствия маркировки интернет-рекламы

Свою и чужую рекламу в интернете нужно маркировать. Это касается рекламных вставок в видео, посты, картинки, ролики и любой другой рекламы. Маркировка — это не просто поставить пометку «реклама» и написать, чей товар рекламируют. Рекламный креатив нужно залить в реестр Роскомнадзора, получить токен и вставить его в рекламу, а после — отчитаться за рекламный бюджет.

У нас есть подробная инструкция по маркировке, посмотрите её: Маркировка рекламы в 2023 году.

Маркировку отслеживают сразу два госоргана — Роскомнадзор и Антимонопольная служба, она же ФАС. Роскомнадзор следит за передачей креативов в реестр и наличием токена, а ФАС отслеживает уже залитую в сеть рекламу без маркировки.

За отсутствие маркировки есть два штрафа (п. 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ):

  1. От Роскомнадзора — его выписывают, если не залить креатив в реестр и не получить токен. Штраф для физлиц — 10 000 – 30 000 ₽, для ИП — 30 000 – 100 000 ₽, для компаний — 200 000 – 500 000 ₽. 
  2. От ФАС — за публикацию рекламы без токена, пометки «реклама» и указания рекламодателя. Штраф для физлиц — 30 000 – 100 000 ₽, для ИП — 100 000 – 200 000 ₽, для компаний — 200 000 – 500 000 ₽.

Антимонопольщики могут выписать более мягкий штраф — за общие нарушения закона о рекламе (п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ). По этой статье штраф для физлиц сравнительно небольшой — 2000–2500 ₽, для ИП тоже — 4000–20 000 ₽, а вот для компаний всё равно крупный — 100 000 – 500 000 ₽.

Кого и за что уже оштрафовали

Штрафы выписывают только за рекламу, размещённую после 1 сентября 2022 года. Проверки начались в сентябре 2023 года. 

Сейчас известно про два реальных штрафа:

 ФАС на 2000 ₽ оштрафовала автора телеграм-канала «Мой Нижний Новгород». У него нашли 16 постов без маркировки с рекламой разных компаний — от 2ГИС до местного магазина кроссовок (постановление УФАС № ОШ/23524/23).

 Роскомнадзор оштрафовал на 300 000 ₽ телеграм-канал «Лиса рулит» за три поста (Новость с РБК).

ФАС завели и другие дела, но ещё не решили по штрафам:

 На модератора телеграм-канала и паблика во ВКонтакте «Беспредел нашего города – обратная сторона Рубцовска». В группах было 12 рекламных постов (решение № 022/05/18.1-988/2023).

 На модератора паблика во ВКонтакте «Блогерша Рубцовск» — за восемь постов (решение № 022/05/18.1-838/2023).

Оба паблика из Рубцовска рекламировали местные магазины, автошколы, парикмахерские.

 На Кузсбасскую телерадиокомпанию «27 плюс» за рекламу на своей странице во ВКонтакте языковой школы (решение № ТМ/11001/23).

На научпоп-портал «Арзамас» за рекламу стороннего образовательного проекта (определение № ОШ/22785/23).

Получить можно сразу два штрафа — от ФАС и РКН. Но таких ядерных случаев пока не было.

Как быть бизнесу, блогерам и модераторам каналов

Если на своём сайте, канале или в группе вы публикуете чужую рекламу или рекламируете сами себя, то вам точно нужна маркировка. Разберитесь в этом процессе и начинайте маркировать, наша инструкция вам в помощь: Маркировка рекламы в 2023 году.

Посмотрите на сайте ФАС, что не относится к рекламе и не маркируется. Не нужно маркировать описание своего товара, обзоры и отзывы.

Изучите раздел часто задаваемых вопросов от ФАС. Там есть много полезных ответов. Например, в каком случае нужно маркировать призыв подписаться на вашу соцсеть.

Источник

Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»