03 июля 2021
Фонд «Креативные практики» и медиапроект «Мастера» провели исследование «Чем живут креативные предприниматели», посвящённое ценностям предпринимателей из шести сибирских городов. Работа велась почти год — с февраля по декабрь 2020 года. Сегодня исследование представили на Красноярском экономическом форуме, теперь оно доступно в виде печатного издания и медиапроекта creativeresearch.ru.
Для анализа были выбраны Кемерово, Красноярск, Омск, Томск, Ханты-Мансийск и Тюмень, как города, где креативные индустрии противостоят сырьевой экономике. В результате исследования выяснилось, что потребность творческой самореализации, самоактуализации и социальной принадлежности — одни из самых значимых мотивов креативных предпринимателей из этих городов. В то же время основными ценностями для них выступают свобода, саморазвитие и общественное благо.
Исследование состоит из трёх глав. В первой проводится обзор городов с точки зрения составляющих креативной среды: разнообразия либерального образования; наличия и объёма институциональной поддержки; развития социальной активности; наличия открытой культуры, то есть городских мероприятий, медиа, книжных и других площадок для публичных дискуссий; диверсификации экономики и уровня городского благоустройства.
Вторая глава посвящена анализу мотивов и ценностей креативных предпринимателей и их воплощению в конкретных проектах. Этот раздел формировался на основе глубинных интервью с 30-ю предпринимателями — лидерами креативной активности в городах.
Третья часть содержит обобщённые выводы и рекомендации. Так, исследовательская группа считает, что поддержать креативное предпринимательство в городах смогут коллаборации между креативным бизнесом и вузами; создание образовательных проектов о предпринимательстве для детей и школьников; наличие административной поддержки креативных проектов; создание пространств для свободного обсуждения актуальных вопросов и так далее.
«Креативные практики» — некоммерческая организация, занимающаяся изучением креативной среды российских регионов и повышению роли человеческого капитала в формировании новых экономик. Медиа «Мастера» является частью этого проекта.
Исследование проводилось при участии программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».