Главная » Новости креативной индустрии » Будущее культурных и креативных индустрий
27 января 2022
С каждым годом культурные и креативные индустрии оказывают все большое влияние на различные сферы жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Творческие направления занимают уникальное положение на стыке таких сфер как искусство, коммерция и инновационные технологии. Со стороны государства креативные индустрии рассматриваются как потенциально новый фактор роста национальной экономики, бизнес-среда заинтересована в создании коммерчески успешных продуктов, приносящих прибыль, а для граждан креативные индустрии способны предоставить новый опыт в области культуры и искусства.
Интерес к культурным и креативным индустриям не случаен. Сегодня именно они являются драйверами инновационного развития в прогрессивных странах, формируют новые бизнесы и направления деятельности на стыке творческой идеи, различного вида услуг, цифровых сервисов и высокотехнологической продукции.
Важность творческой сферы подчеркивается в отчете ООН, опубликованном в начале 2019 года в рамках Конференции по торговле и развитию (ЮНТКАД). В отчете говорится, что объем креативного сектора мирового рынка с 2002 по 2015 года вырос больше чем в 2 раза – с $208 млрд до $509 млрд.
ООН объявило 2021 год международным годом креативной экономики
Россия имеет большой, но не реализованный потенциал в этой области. Объем рынка креативных индустрий в России оценивается экспертами по-разному и может находится в пределах от 500 млрд. руб. до 3 трлн. руб. Среди лидеров можно выделить ‒ медийную индустрию, искусство и культурное наследие. В то же время следует отметить, что в России, в отличие от международной практики, «Культурные объекты» и «Традиционное культурное выражение» (область творческой индустрии «Наследие») превышают среднемировой показатель в 5 раз. Креативная индустрия может стать одним из важнейших направлений роста ВВП, а ее вклад может быть увеличен в 4 раза менее чем за 10 лет.
Для дальнейшего развития необходимо принимать во внимание следующие меры по развитию и поддержке сферы культурных и креативных индустрий как в России, так и в регионе Балтийского моря:
введение понятия креативных индустрий в законодательство;
выработка региональных стратегий (концепций) их развития;
создание стимулирующей инфраструктуры;
соответствующая перестройка образовательной сферы;
выработка мер государственной поддержки;
популяризация, а также стимулирование и поддержка экспорта продукции креативных индустрий.
Вышеизложенные меры являются лишь начальной стадией поддержки представителей творческой индустрии, и данный вопрос требует дальнейшей тщательной проработки с привлечением всех заинтересованных сторон для становления креативных индустрий как нового двигателя развития национальной и мировой экономики.
Нужно сказать, что в России первый шаг уже сделан – 25 мая 2021 года на публичное обсуждение Министерством культуры был вынесен законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в части закрепления института творческих (креативных) индустрий», который создаст основу для развития креативных индустрий. Это часть большой работы, которую ведет ведомство вместе с предпринимательским и творческим сообществом.
В рамках «Петербургского международного экономического форума» (2-5 июня 2021 года) министр культуры РФ Ольга Любимова пояснила, что законопроект «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» проработан совместно с экспертным обществом. «Мы впервые характеризуем сферу креативных индустрий, закрепляем понятия, необходимые для развития этого института. Уже есть понимание, по каким направлениям креативные индустрии будут развиваться. Это повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов, поддержка креативных предпринимателей, акцент творческих решений на популяризацию культурного наследия нашей страны, развитие современных цифровых технологий для создания творческих продуктов»
Представленный министерством законопроект, несмотря на разнообразие, все же находит для них общий знаменатель ‒ производство нематериальных активов и заработок на интеллектуальной собственности. Этот подход позволяет вполне успешно встроить поддержку креативных индустрий не только в отраслевые программы развития, формируемые многими федеральными ведомствами, от Министерства промышленной торговли до Министерства цифрового развития, но и сделать частью региональных программ развития.
В законопроекте можно выделить три важные части, которые сегодня крайне необходимы для развития креативной экономики. Первая ‒ это определение того, какие компании могут быть отнесены к креативному предпринимательству и что такое креативные индустрии. Вторая ‒ законодательное закрепление технических решений, которые позволят создавать эффективные экономические механизмы ‒ грантовые, налоговые и инвестиционные для их развития, вписать их в программы экономического развития регионов. Наконец, устранить барьеры взаимодействия традиционных учреждений культуры с представителями креативной экономики.
По мнению экспертов, законопроект предлагает своего рода справедливый договор между креативными предпринимателями и государством. Оно поддерживает тех, кто действительно генерирует и вводит в оборот новые экономические ресурсы ‒ результаты творческого труда.
Законопроект создает базовые основы для того, чтобы развивать инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах государственно-частного партнерства, вводить специальные налоговые режимы, различные льготы, преференции для предпринимателей (или организаций), создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности.
В настоящее время креативная индустрия является инструментом для инноваций и может быть внедрена во многих других отраслях, создавая синергию с этими другими секторами экономики. По всему миру мы наблюдаем рост роли инновационных технологий во всех областях творческой деятельности: разработка игр, виртуальная и дополненная реальность, музыка, реклама, искусство, архитектура, дизайн и другие области. При этом нельзя не отметить, что инновации в этом случае способствуют повышению конкурентоспособности создаваемого культурного и креативного продукта, поиску новых заказчиков и выходу на новые рынки.
В Министерстве культуры России подчеркивают, что одним из драйверов для культурной среды являются цифровые технологии. Например, виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции на портале культура.рф (где можно, например, посмотреть как архивные спектакли, так и совсем недавние премьеры), развитие Национальной электронной библиотеки, виртуальные музеи и мультимедийные гиды, другие проекты с использованием цифрового пространства значительно расширяют возможности организаций культуры. «Любой житель нашей страны вне зависимости от места проживания получит доступ к лучшим образцам академического искусства и сможет, например, посмотреть в прямом эфире концерт Дениса Мацуева из зала имени Чайковского Московской филармонии», ‒ отметил на Санкт-Петербургском международном культурном форуме Владимир Мединский.
Таким образом, можно предположить, что возможности кроятся в деятельности на перекрестке искусств, культуры, бизнеса и технологий, а культурные и креативные продукты создаваемы6е с применением инновационных технологий будут очень востребованы в ближайшем будущем. Самые перспективные отрасли находятся на пересечении индустрий. Внедрение «прорывных» технологий представляет собой перспективный дополнительный источник монетизации практически всех культурных и креативных направлений.
Мировое сообщество признает, что креативная экономика ‒ одно из самых перспективных направлений, и, активно объединяет усилия для развития и поддержки перспективной индустрии. Например, в октябре 2018 года стартовал проект, направленный на поддержку и развитие креативных индустрий в регионе Балтийского
моря ‒ «Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports), который реализуется в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014-2020 годов.
Международная конференции технологий виртуальной и дополненной реальности в креативных индустриях была организована НП «Российско-Европейское Инновационное Партнерство» в рамках проекта Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports), 14 августа 2021
В консорциум проекта вошли 14 партнеров-организаций из 8 стран региона Балтийского моря (Германия, Финляндия, Дания, Швеция, Эстония, Литва, Польша и Россия). В рамках проекта российским партнером, Некоммерческим партнерством «Российско-Европейское Некоммерческое Партнерство по развитию инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий», был выбран формат поддержки направления, связанного с активно развивающимися инновационными цифровыми технологиями: виртуальной и дополненной реальностью, что соответствует современным тенденциям и направлениям. Подробно с мероприятиями проекта можно ознакомиться по ссылке: https://www.creativeports.eu/creative-ports
Без сомнения, переход на «цифру» – самая модная тенденция в сегодняшнем мире. Применение цифровых технологий претерпело изменения в ходе культурной эволюции, как для потребителей, так и для компаний. Переход на цифровой формат совершил переворот не только в привычной организации работы, но и дал толчок появлению совершенно новых бизнес-моделей в сфере культурных и креативных индустрий.
Понимание важности и перспективности объединения технологий и креативных индустрий пришло только в последние десятилетия, хотя первые попытки были сделаны еще в 1838 году, когда английский физик Чарльз Уитстон разработал устройство, которое работает по принципу стереоскопического зрения ‒ мозг «объединяет» двумерное изображение с каждого глаза в одно трёхмерное. Так он изобрёл стереоскоп, с помощью которого пользователи «погружались» в изображение.
В 1957 году Кинематографист Мортон Хайлиг изобрел сенсораму (устройство запатентовали в 1962 году) ‒ первый в мире виртуальный симулятор. Он представлял собой театральную кабину, которая стимулирует все чувства, а не только зрение и слух. Аппарат представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю испытать опыт погружения в виртуальную реальность, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина. Эффект присутствия достигался путем воздействия на все основные органы чувств одновременно: экран демонстрировал запись «от первого лица», сиденье вибрировало, динамик транслировал звуки оживленной улицы, в камеру поступали соответствующие запахи.
Одна из популярных в 19 веке модель стереоскопа
В устройство входили стереодинамики, стереоскопический 3D-дисплей, вентиляторы, генераторы запахов и вибрационный стул. Всего для сенсорамы выпустили шесть фильмов. Хайлиг считал, что, основываясь на особенностях биологического строения человека и методологии творчества, можно создать качественно новый вид искусства.
Опытный образец Хайлинг создал на свои деньги. После чего начал искать финансовую поддержку у бизнесменов. Однако устройство не оценили: для тех времён оно было слишком революционное и дорогое. Никто не рискнул вкладывать в него деньги.
Передовые взгляды Мортона Хайлига столкнулись с проблемой, которую он уже поднимал в своей статье, а именно задержкой развития стереокинематографии и озвучевания фильмов.
Впоследствии Хайлигом была также разработана модель «Театра ощущений», делающего возможным коллективное погружение в виртуальную среду по принципу Сенсорамы. Однако недоверие инвесторов к рискованному проекту привело к приостановке работы над симуляторами.
Модель Сенсорамы была использована в разных конфигурациях в парках развлечений Уолта Диснея ‒ от вибрирующих сидений до дугообразных широкоформатных дисплеев и 360-градусного звука. Аттракционы, основанные на технологиях Сенсорамы, используются в Диснейлендах по сей день.
Сегодня развитые постиндустриальные страны видят источник развития и обеспечения устойчивости общества в переходе к «экономике творчества» или, как ее еще называют, «креативной экономике», в которой основным фактором производства является творческая активность населения, способная создавать принципиально новые продукты.
Для достижения этой цели необходимо учитывать специфику каждой отдельной страны: размер территории, обеспеченность природными ресурсами, численность населения и многое другое. В России тема творческих индустрий относительно новая. И, тем не менее, возникнув в начале 2000-х годов, она сумела привлечь внимание известных российских ученых и практиков к своей проблематике и возможностям. Зарекомендовав себя на Западе как эффективный «антикризисный» инструмент, творческие индустрии начинают занимать передовые места в культурной и экономической политике регионов.
Подписка успешно оформлена