+7 3842-75-17-09
Логотип

31 марта 2022

Как казанская команда биологов и дизайнеров создаёт проекты по озеленению для всей России

 

Вместе с друзьями из издания Enter мы поговорили с основательницей бренда Екатериной Зявкиной о том, зачем ландшафтному проекту штатные биологи, как собственный питомник помог в работе над объектами и что изменилось в работе из-за спецоперации и её экономических последствий.

Ксения Абрамова Enter
 

Декрет, цветочные коллажи и первые заказы

Екатерина Зявкина в нулевые получила образование менеджера и инженера-программиста, а после работала маркетологом-аналитиком. Оказавшись в декретном отпуске, она поняла, что хочет сменить фокус и больше времени уделять творчеству. Так девушка начала создавать картины, коллажи и открытки из природных материалов, цветов и тканей. 

— Первым официальным проектом считаю декор для свадьбы подруги. Именно она подтолкнула меня к новому этапу в жизни. До этого момента большинство работ я делала для себя или друзей, но опыта с оформлением мероприятий у меня не было. На шесть тысяч рублей я закупила ткани, воздушные шары и растения, попросила сестру-флориста научить меня работать со срезанными цветами и оформила площадку к празднику. 

 
Екатерина Зявкина Казань Orni

Екатерина Зявкина
основательница Orni

После первого мероприятия сработало сарафанное радио — за декором стали обращаться новые клиенты. Муж Екатерины предложил назвать компанию «Арди», что расшифровывалось как альтернативное решение дизайна интерьера. Под этим именем бренд просуществовал девять лет, но позже от него пришлось отказаться из-за прав на товарный знак. 

«В первые месяцы с продвижением проекта помогала подруга (она тоже была в декрете), а после её возвращения на прежнюю работу я начала искать себе помощников», — вспоминает девушка. В тот же момент основательница Orni поняла, что пора снимать офис: в разгар работы дома царил настоящий хаос, ведь материалы для оформления не помещались ни в один шкаф.

Живая стена и переход к ландшафтному дизайну

Команда OrniI из трёх человек сосредоточилась на оформлении праздников, форумов, конференций и часто работала на объектах российской сети отелей Korston, президентом которой Екатерина познакомилась во время реализации одного из проектов. Анатолий Кузнецов предложил ей создать фитостену из живых растений в ресторане Extra Lounge. В 2012 году о вертикальном озеленении ещё только начинали говорить, а о подобных проектах в Казани не слышали вовсе, но команда Orni взялась за работу. Стена получилась масштабной: на монтаж ушло около месяца и более четырёх тысяч растений. 

— После первой задачи по интерьерному озеленению я поняла, что это направление интересное с точки зрения долговременного сотрудничества. Но, поскольку спрос на рынке ещё не был сформирован, а среди потенциальных заказчиков сохранялись стереотипы о цветах на школьных подоконниках, приходилось много экспериментировать.

 
Екатерина Зявкина Казань Orni

Екатерина Зявкина
основательница Orni

С тендера на озеленение «МЕГИ» началась история Orni в ландшафтном дизайне. Компания ухаживала за растениями торгового центра, а позже получила предложение посадить цветы на их площадке для отдыха под открытым небом. Количество зелёных зон вокруг «МЕГИ» росло, и на протяжении пяти лет Orni выигрывала тендеры на их обслуживание. По словам Екатерины, каждый день уходом за растениями занимались двое сотрудников компании, а в ландшафтных работах участвовало до шести человек.

Очень скоро в штат компании потребовались профессиональные биологи: работа с комнатными и ландшафтными растениями требовала опыта и фундаментальных знаний об их природе, болезнях, особенностях грунта и удобрений. Специалисты продолжают ухаживать за растениями на всех объектах: пересаживают, обрабатывают и при необходимости лечат их. Также они помогают подбирать оптимальные варианты для ландшафтных проектов с учётом условий среды. Например, для открытых панорам Иннополиса в Orni сделали выбор в пользу низкорослых растений, которые хорошо переносят палящее солнце и суровые ветра. 

Пытаясь найти новый вектор развития, Екатерина решила открыть флористический салон в 2014 году. Правда, из-за неудачной локации и больших издержек от идеи вскоре пришлось отказаться. После этого компания сосредоточилась на интерьерном озеленении, ландшафте и производстве кашпо без персонального салона.

— Поначалу команда производила кашпо по авторской рецептуре на аутсорсе, а два года назад открыла собственный цех в посёлке Новониколаевское. Для коллекции разработали 54 модели. Их производят из стеклопластика, прочного композитного материала, который выдерживает перепады температур от -50 до +50 градусов, и полистоуна (авторского материала на основе смолы и натуральных сыпучих материалов). Большинство кашпо мастера изготавливают вручную в технике полуавтоматической формовки, и работа над некоторыми моделями может занимать до четырёх дней. 

 
Екатерина Зявкина Казань Orni

Екатерина Зявкина
основательница Orni

Средняя стоимость серийных изделий варьируется от шести до восьми тысяч рублей, но часто кашпо производят под конкретного заказчика: выбор размеров, оттенков, принтов и фактур практически не ограничен. Большинство изделий Orni реализует на своих же объектах, но часть продаёт по России. Правда, доставка габаритных и тяжёлых изделий не всегда получается выгодной.

Собственный питомник и рост цен на поставки в феврале

Каждый проект — глобальная логистическая задача. Для работы над ландшафтом нужно закупить брусчатку, плитку, бордюры, тканые материалы и растения. Цветы, кустарники и деревья собирают из десятков питомников по всей России. Чем дольше растения находятся в зоне хранения, тем дороже они обходятся, поэтому их поставку стараются организовать как можно ближе к дате монтажа.

Чтобы не зависеть от транспортировки материалов, в Orni начали осваивать собственную площадку для выращивания. Сейчас на 30 сотках компания высаживает кустарники и травянистые многолетние растения: лаванду, котовник, лилейники, лиатрис, пионы, спирею, кизильник, пузыреплодник, гортензию и многие другие. Екатерина рассказывает, что в течение пяти-десяти лет планирует развить площадку до полноценного питомника, который будет продавать растения по России и за рубежом. 

— Во время рабочих поездок в Турцию и Голландию меня поразил масштаб их питомников, а также подход к работе и количество редких горшечных растений, которые они везут из стран третьего мира. В Татарстане тоже есть достойные компании, но для нашей площадки будем выбирать растения, которые трудно найти в родном регионе.

 
Екатерина Зявкина Казань Orni

Екатерина Зявкина
основательница Orni

На рынке искусственных растений, говорит предпринимательница, доминируют производители из Китая. Даже премиальные европейские бренды часто производят свою продукцию именно там. Горшечные растения везут из Голландии, а большинство кашпо для объектов ORNI производят сами, но иногда по желанию заказчиков находят редкие дизайнерские модели из Италии и Германии.

В конце февраля из-за санкций поставки готовых товаров, которые Orni закупала в Европе, сильно затруднились. Из-за сложностей с логистикой и переводом денег за рубеж некоторые поставщики временно приостановили отгрузки, а часть и вовсе решила уйти с российского рынка. Другой проблемой стали цены на сырьё, растения и декор: на импортные товары они выросли от 60 до 100%, на российские — от 20 до 60%. 

Поиск новых точек роста

Екатерина рассказывает, что в первые два года компания практически не приносила доходов. Денег хватало только на то, чтобы купить материалы и заправить машину для перевозки. Постепенно компания начала сотрудничать с дизайнерами, а затем осваивать социальные сети и развивать сайт. 

Сейчас в Orni работают 16 человек: средняя зарплата составляет 40 тысяч рублей, а минимальная начинается от 25 тысяч. Отдел продаж совместно с дизайнерами принимает заявки, производит замеры и готовит сметы для будущих объектов. Отдел снабжения и реализации отвечает за закупку, логистику, составление чертежей и организацию работы на объекте. Два человека производят кашпо, биолог ведёт питомник —  следит за растениями, занимается их размножением и участвует в посадке. В последнем ему помогают рабочие — их количество варьируется в зависимости от сезона.

— В начале пути я просто занималась любимым делом и слабо представляла, как проект будет развиваться со временем. Каждая компания — это живой организм, настоящий ребёнок, который растёт и меняется, особо не спрашивая тебя. Был этап, когда я приглашала к нам консультантов и коучей, которые работали с крупными заводами в России. Один продержался месяц, второй — год. Но оба в итоге сказали, что планирование в нашем случае не работает. Мы всё же больше про творчество.

 
Екатерина Зявкина Казань Orni

Екатерина Зявкина
основательница Orni

В среднем в месяц компания получает около 60 заявок на озеленение, примерно половина из них доходит до реализации. За интерьерным озеленением чаще обращаются коммерческие компании, а ландшафтный дизайн заказывают частники. Из самых крупных проектов — оформление отеля в пригороде Казани с бюджетом в 5 млн рублей и сквер около «МЕГИ» в Самаре, который обошёлся в 13 млн рублей. 

Несмотря на последствия экономических санкций, которые привели к проблемам с логистикой и росту цен на сырьё, команда Orni продолжала работать в штатном режиме и даже сохранила прежние цены на свои услуги. Екатерина уверена, что сложившаяся ситуация покажет заказчикам, что и российским производителям можно доверять, а это откроет для Orni новые точки роста. 

«Предприниматели привыкли жить в кризисе и постоянных вызовах — для нас это очередное испытание. В самых разных сферах возникают проблемы с сырьём, транспортировкой и товарозамещением. Но, думаю, мы найдём выход из любой ситуации, и в итоге всё будет хорошо. Вопрос только в количестве потраченного времени и вложенных сил. Но глобальной катастрофы я пока не вижу», — считает Екатерина.  

Фотографии предоставлены Orni

Источник