24 апреля 2022
В конце 2021 года во исполнение поручения Президента России Владимира Путина Министерство просвещения РФ совместно с автономной некоммерческой организацией Национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций ArtMasters инициировало пилотный проект по подготовке кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования.
Почему регионы заинтересованы в данной инициативе, по каким направлениям будет вестись обучение, а также о том, сохраняется ли востребованность творческих специальностей среди молодежи, генеральный директор Федерации креативных индустрий (ФКИ) Игорь М. Намаконов поговорил с Иоанном Клиндуховым, руководителем Федерального центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий ИРПО, руководителем проекта по созданию колледжей креативных индустрий и главным продюсером юниорских соревнований Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters. Беседа транслировалась в прямом эфире в рубрике «Голосом» Telegram-канала «Красная кнопка ФКИ».
Минпросвещения России запустило проект по подготовке кадров для креативных индустрий в системе среднего профессионального образования. Что сподвигло их на такой шаг?
— Все началось с Национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций ArtMasters. Меня пригласили организовать юниорские соревнования, так как у меня был опыт работы с подростками в области креативных индустрий. В итоге в финал, который проходил в Москве, вышло 40 участников в возрасте от 14 до 18 лет. Ребята со всей страны, от Калининграда до Камчатки. Они очень быстро познакомились, наладили нужные в сфере КИ взаимосвязи, сняли пять музыкальных клипов и пять анимационных фильмов. Первое место в компетенции «клипмейкер» заняла Катя Романова. Именно она обратилась в рамках церемонии награждения победителей Национального чемпионата к Президенту России Владимиру Владимировичу Путину с просьбой выстроить систему образование в этой сфере для молодежи до 18 лет. Ее мысль понятна: на чемпионате с ней работали моушн-дизайнер, саунд-дизайнер, гейм-дизайнер и много других представителей классных современных профессий. То есть, с одной стороны, такие специальности востребованы, и ArtMasters это показывает, с другой — нет таких институций, где можно было бы получить эти навыки после девятого класса. Особенно это касается регионов.
Уже через месяц вышло поручение Президента обеспечить включение в систему среднего профессионального образования востребованных работодателями и обучающимися образовательных программ, направленных на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных (творческих) индустрий от 30 сентября 2021 г.
В рамках выполнения этого поручения был создан Федеральный центр развития профессионального образования в сфере креативных индустрий на базе Института развития профессионального образования, который взял на себя задачу открыть к концу 2022 года семь колледжей креативных индустрий.
Почему было принято решение сфокусироваться на формате колледжей?
— Это запрос нашей молодежи. Речь идет о тех, кто заканчивает девятый класс и хочет освоить креативные профессии, выучиться на кинооператора, монтажера, звукорежиссера, гейм- или моушн-дизайнера и так далее. У нас же наблюдается дефицит таких образовательных программ. До момента поступления в высшее учебное заведение ребятам придется ждать два года. К тому же далеко не во всех вузах обучают этим специальностям. Там же, где есть подобные направления, очень высокий конкурс. Например, в Высшую школу экономики на направление моушн-дизайна не прорваться. Да и в принципе освоение базовых компетенций в креативных индустриях отлично подходит под трек среднего специального образования.
Проект предусматривает обновление образовательных программ с учетом потребностей и запросов учащихся. Правильно ли я понимаю, что, когда вы приступали, у вас было понимание, какие специалисты нужны в том или ином регионе?
— Не совсем. Хотя мы, конечно, ориентировались на запрос того или иного региона, так как у нас было мало времени на подготовку проекта.
Но перед этим мы провели исследование по востребованности профессий в сфере креативных индустрий среди подростков. Вопрос был не в том, кем они хотят стать: бутафорами-декораторами, резчиками по дереву или инкрустаторами, а в том, в какой области лежит сфера их интересов. Будь я сегодня подростком, хотел бы заниматься разработкой компьютерных игр: сочинять музыку, создавать персонажей или писать сценарии. В результате мы выяснили, что у ребят востребованы направления, связанные с анимацией, сонграйтингом, звукорежиссурой, саунд-дизайном, визуальными искусствами и тем или иным видом дизайна. Особой популярностью пользуются сфера IT, разработка компьютерных игр и все, что касается digital-маркетинга и SMM. Кстати, мы проверили, эти же компетенции во многом востребованы и со стороны работодателей. Исходя из полученных данных, мы переложили современные направления, такие как подготовка мультимедийного контента, музыкальный продакшн и сонгратийнг, медиадизайн и геймдев, на те специальности, которые есть в системе среднего профессионального образования и которые подходят по федеральному образовательному стандарту. То есть, например, если мы говорим про музыкальный продакшн, сонграйтинг и звукорежиссуру, то это относится к специальности «Музыкальное и звукооператорское мастерство». Да, название звучит довольно олдскульно. Что уж говорить про оборудование, там по-прежнему старые аналоговые пульты. Современными навыками овладеть, к сожалению, невозможно, но можно получить базовые знания по мировой музыкальной культуре.
Несмотря на то что на материальное и техническое оснащение не выделяются федеральные средства, мы решили провести отбор колледжей, где будет апробироваться модель, и посмотреть, какие регионы действительно заинтересованы в проекте. Заявку подало определенное количество субъектов и колледжей. Для нас важно, кто будет в реальности реализовывать проект, насколько ценностно мы совпадаем и где модель может «хорошо взлететь».
Какие регионы в итоге прошли отбор?
— В пилотный проект вошли Якутск (Саха-Якутия), Калининград, Красноярск, Кемерово, Советский (ХМАО), Ижевск и Челябинск. В каждом из этих регионов разные колледжи, где-то сделан упор на предпринимательство, где-то на сервис и дизайн.
Мы не стали подгонять их под единый образовательный стандарт, идти по пути разработки одинаковых программ для всех. Команда колледжа будет стараться самостоятельно создавать актуальные программы для креативных индустрий. Само собой, при поддержке наших специалистов. Таким образом мы будем прокачивать колледжи, чтобы в дальнейшем они становились колледжами креативных индустрий. Они будут полностью оснащены современной материально-технической базой, чтобы производить конкурентоспособные продукты.
Каковы все же были основные критерии отбора?
— Отбор проходил по различным критериям, в том числе проводилась оценка готовности региональных управленческих команд к трансформации, принимался во внимание уже имеющийся опыт взаимодействия с индустриальными партнерами, оценивались совместные реальные кейсы и так далее. Также мы учитываем и финансовые возможности региона и колледжей, чтобы они могли в первую очередь выстроить систему производства креативных продуктов и сделать из колледжей креативные производства.
Учитывая, что колледжи будут развиваться за счет собственных средств, какой резон регионам участвовать в проекте?
— Для властей регионов это возможность войти в программу развития креативных индустрий по образовательному треку. И мы увидели, что регионы действительно заинтересованы, а не просто хотят поучаствовать, чтобы получить финансирование. Они понимают, зачем это делается.
То же касается и колледжей. Они не просто хотят обновить материально-техническую базу за счет региона, но и освоить новые компетенции.
Создание колледжей креативных индустрий — важный шаг в работе с молодежью, для ее интеграции в реальные экономические процессы. Есть ли в регионах понимание, что нужно подтягивать и остальную инфраструктуру для развития креативного сектора?
— Федеральная повестка для всех регионов на 2022 год — развитие креативной экономики. Например, у губернаторов есть KPI по реорганизации промзон в арткластеры по примеру того, как создавались Artplay и Флакон.
Больше того, мне кажется, что как раз вокруг колледжей и будет выстраиваться необходимая инфраструктура креативных индустрий. Именно через образование будет привлекаться внимание государственных структур к креативному сектору. Уже сейчас, вкладываясь в развитие колледжей, нужно держать в голове, что через три года, когда первые ученики выпустятся, им потребуются для работы современные арт-кластерные резиденции. Почему так важно, чтобы они появились? Задача, поставленная президентом, — остановить отток талантливой молодежи из регионов. Для той же цели сегодня строятся филиалы Мариинского театра и Русского музея в Кемерове, филиалы Большого театра и Третьяковской галереи в Калининграде и так далее. Если же инфраструктура не будет создана, то появление колледжей креативных индустрий лишь усилит желание талантливых ребят переехать в регионы с развитой креативной экономикой.
Старт проекта был дан в прошлом году. Учитывая нынешнюю ситуацию, когда сокращаются связи с зарубежными рынками, наблюдается падение покупательской способности и наступает общая экономическая нестабильность, как это отразится на проекте, как он впишется в «современный ландшафт»?
— Я считаю, что именно сейчас наш проект как никогда актуален. Он станет серьезным подспорьем для развития в регионах креативных индустрий. Происходить это будет за счет усиления роли идентичности, культурного кода. Возрастет ценность продажи впечатлений от одного региона другому. В пространстве от Калининграда до Владивостока достаточно интересных мест, самобытных культур и проектов. Даже если они будут совпадать по форме, то всегда будут разными по содержанию. У нас своя почва, не вспаханная и не засеянная. Поэтому я бы перестал ориентироваться исключительно на Запад.
Кроме того, проект даст участникам ценный опыт. За три года они смогут не только пройти уникальный образовательный трек, но и познакомиться с единомышленниками, попробовать реализовать идеи в различных направлениях. Мы предлагаем им хорошую техническую базу и возможность поработать с государственными заказчиками. Будем привлекать и крупные заказы по созданию сервисов от различных ведомств и министерств.
Как в условиях санкций будет закупаться оборудование и необходимое для реализации проектов ПО?
— Все не так плохо, как может показаться. Есть росреестровые позиции в Минпромторге, которые уже заведены. Есть российские производители. На рынок давно зашли китайские компании.
По программному обеспечению вопрос решается. В любом случае программами мы будем обеспечены.
Что стало хуже? За те средства, на которые мы рассчитывали, сегодня можно купить меньше компьютеров, и, возможно, их характеристики будут несколько отличаться. Но тем не менее это серьезная производственная мощность, которая позволяет реализовывать современные проекты. Как бы ни было сложно, у нас есть специалисты, которые умеют работать и сейчас ищут варианты выхода из сложившейся ситуации.