25 мая 2022
Удивительное дело, но во взаимоотношении двух таких важных в человеческой жизни сфер как искусство и бизнес столько глупостей, непонимания и противоречий, что иногда кажется, будто между ними нет ничего общего. Но это самое «кажется» — глубоко ошибочно.
Искусство и бизнес нужны друг другу… как никто… как никогда.
Должен признаться, что мой главный интерес в плане истории — это периоды глобальных культурных трансформаций. А, значит и люди, которые своей энергией, умом и ресурсами позволили этим трансформациям случиться, открыть миру новые грани реальности и новые имена. Когда я в этом ключе думаю о взаимодействии искусства и бизнеса, мне на ум всегда приходит Россия начала 20 века.
Если бы не усилия и поразительное культурное чутье таких людей как Павел Третьяков, Сергей Щукин, Иван Морозов, Савва Мамонтов, Козьма Солдатенков (и многих других российских представителей бизнеса рубежа 19-20 веков) — кто знает, что было бы с Пикассо, Матисом, Сезанном, Ларионовым, Бакстом, Серовым, Врубелем… и в каком мире бы мы жили сейчас?! Тот же Дягилев — своими Русскими Сезонами не только перевернул представление мирового сообщества о русском искусстве, но и вообще, можно сказать, создал весь современный балет. «Птенцы гнезда Дягилева» после его смерти, «разлетевшись» по всему миру, возглавили чуть ли не все ведущие балетные институции Европы и Америки того времени. А художественные приемы и принципы, придуманные им, легли в основу американского кинематографа и мирового шоу-бизнеса.
Значит есть оно, это взаимодействие. И примеры есть, и плоды его очевидны.
Так может просто время сейчас другое? Может всё поменялось, и принципы, и условия, и приоритеты? Может быть. Но мне кажется, дело тут не в этом. Да и время, как известно, всегда “другое”. Я думаю, нам сегодня остро не хватает понимания и уважения… С ОБЕИХ СТОРОН. Как со стороны предпринимателей, так и со стороны художников. Давайте попробуем разобраться.
Зачем искусство предпринимателям?
Представление о том, что искусство — это удобное хранилище красивостей, дизайнерская надстройка над «настоящей жизнью» — катастрофическое заблуждение. Ну знаете, дескать, здорово конечно, это ваше искусство… наверное важная штука, но в моей реальной повседневной жизни, со всеми её задачами и проблемами, никакой роли не играет. Распространенный взгляд? Весьма. Но ведь это взгляд не дальше своего носа.
Александр Перейра (программный директор Ла Скала, который отвечает за спонсоров и экономику; представитель реальной европейской элиты) сказал как-то такую вещь: 90% коммерсантов, заработавших более-менее нормальные деньги дальше просто не пустят (не кто-то конкретно, а просто логика элит)… и не потому, что там заговор какой-то, а потому, что по сути, они больше ничего не умеют и не знают. А в мире больших денег — это важно. Потому, что мир больших денег — это мир не столько денег, сколько больших смыслов и ценностей. Если с тобой не о чем поговорить кроме бизнеса (это маркер!), если ты совсем не разбираешься в живописи, в музыке, в театре, если ты не способен поддержать разговор о современном кинематографе, опере или философии, о технологиях будущего, наконец — значит ты ещё не закончил детский сад и твоё место в яслях. А ещё он сказал: хотите больших свершений, думайте о смысле жизни и культурных ценностях, не забывайте своего Дягилева… открывайте себе горизонт событий заранее.
Как это ни поразительно, но со времён Древней Греции в элитарных кругах не изменилось в этом смысле НИЧЕГО!
Если немного напрячь извилины и подумать, то мы увидим, что искусство бизнесменам нужно чуть ли не больше, чем самим художникам:
Дело даже не во вхождении в какие-то там элитарные круги, а просто в логике самой реальности и специфике задач бизнеса. Предприниматели порождают идеи, ищут пользу, создают системы и формируют выгоды. Для этого всего им необходимо очень хорошо понимать, в каком мире они живут, как он устроен и что лежит в его основе.
Мы, современные люди, живём не столько в так называемой реальности, сколько в мире культуры — в пространстве созданных человеком вещей, идей, форм, образов и понятий, в глобальном поле «воображаемого». Мы тотально погружены в культуру вне зависимости от уровня нашего образования, рода деятельности, возраста и социального статуса. Именно в этом пространстве формируется наше мировоззрение, развёртываясь затем в деятельности и материализуясь в плодах и результатах. А искусство — это своеобразный геном человеческой культуры. Это ключ, обеспечивающий, как говорят программисты, доступ пользователю к непроявленным смыслам и к скрытым функциям системы.
Когда Эйнштейну нужны были неожиданные решения и правильные выводы он садился играть на скрипке или шел в театр. Когда австрийскому магнату Ледереру требовались новые идеи он шёл в мастерскую к своему другу Густаву Климту и часами наблюдал за его работой (ну и за обнаженными натурщицами, конечно ☺️).
Чтобы не растекаться мыслью по древу, сформулирую тезисно, что конкретно дает искусство и его изучение современному предпринимателю:
1. Позволяет вырваться из оков повседневности и увидеть реальность гораздо полнее, чем из окна своего кабинета.
2. Расширяет картину мира. Делает возможным то, что раньше представлялось невозможным. Открывает горизонт событий.
3. Развивает вкус, умение видеть и создавать гармонию.
4. Развивает творческие способности и навык сильных, нестандартных решений.
5. Учит распознавать ценное среди пустого.
6. Повышает социальный и культурный статус.
7. Открывает возможность внести свою посильную лепту в историю человеческого разума и духа.
Каждый пункт можно обосновать научно и на примерах (я это делаю в книгах и статьях). Но сейчас я бы хотел затронуть и обратный вопрос: зачем художникам предприниматели?
Зачем художникам предприниматели?
Понятно, зачем, скажете вы — чтобы деньги платили. Трудно спорить… но ведь это только часть пазла. Ограничиваясь этим мотивом во взаимодействии с бизнесом, художники очень многое теряют. Вращаясь в кругах и предпринимателей и художников (и принадлежа к обеим сферам), я обратил внимание на один факт: художники в большинстве случаев занимают, по отношению к деловым людям, либо позицию заискивающей зависимости, либо позицию культурного снобизма. А это путь в никуда!
На самом деле, у предпринимателей можно очень многому научиться, а в сотрудничестве с ними выйти на совершенно иной уровень творческой самореализации. Но для этого надо, как минимум, проявить уважение. Уважение к людям, которые способны на то, на что не способен ты сам.
Я это всё к тому, что сегодня, в нашем противоречивом и стремительно меняющемся мире, художники и предприниматели нужны друг другу как воздух. И для такого плодотворного союза нам всем катастрофически не хватает двух вещей: понимания и уважения.
Нам всем катастрофически не хватает двух вещей: понимания и уважения.
Я уверен, что очень важно понимать ключевые смысли своей собственной жизни и происходящего вокруг. А смысл — это не набор умных слов в определении. Это, когда нам становится понятно, ЧТО ДЕЛАТЬ И ЗАЧЕМ! Если ты не понимаешь «зачем?», то делать что-то будешь только «из под палки», или вообще не будешь.
Я уверен, что очень важно проявлять уважение. Если у тебя нет уважения к стороне диалога, то никакого сотрудничества не получится. Потому что отсутствие уважения — на сознательном уровне порождает скепсис, а на нейрофизиологическом уровне блокирует восприятие нового.
Не хочу, чтобы транслируемая мной мысль ценности искусства для современного человека выглядела как «местечковое, придыхательное» возвеличивание того, чем занимаюсь я сам. Именно поэтому, всегда стараюсь посмотреть на проблему с разных сторон и найти удачные варианты решения в истории.
Как я уже говорил, в нашей российской истории есть примеры удивительного проявления принципов понимания-уважения, приведших к выдающимся результатам. Феномен Третьякова, Тенишевой, Мамонтова, Щукина — показывает, что этот путь не только возможен, но и исторически оправдан. Сегодняшний день во многом напоминает бурные времена начала прошлого столетия и тем важнее параллели, которые мы пытаемся провести через года и события сложного, но такого притягательного 20 века.
Возможно, ТАМ и ТОГДА скрыто то, что очень нужно нам ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС?
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»