25 июля 2022
На “Российской креативной неделе” решили, что право интеллектуальной собственности ждут глобальные перемены и на первый план выйдет стимулирование творчества.
Сегодня в системе права России коренным образом меняются подходы к регулированию отношений в креативной экономике: государство рассматривает идею внедрения института метавселенных и NFT, а бизнес выступает за создание цифровой ренты и защиту прав пользователей контента. Все это связано как с общими трендами на гармонизацию национального права, так и с введением санкционных мер. Новая реальность требует корректировки правовых механизмов. К такому выводу в дни РКН пришли эксперты на сессии “Интеллектуальная собственность: зона турбулентности или новая эпоха”, организатором которой выступила общероссийская общественно-государственная организация “Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности” (ООГО РЦИС).
Так каких же изменений требует законодательство России и в каком направлении будет развиваться интеллектуальное право?
Гражданский кодекс с весны 2022 года наполнился новыми новеллами в различных правовых институтах. Так, поправка от 28 мая 2022 года запрещает регистрировать товарные знаки, которые вводят в заблуждение потребителя относительно места производства товара. А федеральный закон, подписанный 28 июня 2022 года Президентом РФ, наделяет физических лиц возможностью регистрировать на себя товарные знаки. До внесения изменений получить правовую охрану для обозначений могли только юрлица или индивидуальные предприниматели.
Обсуждение нововведений на сессии РКН начал заместитель директора департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ Станислав Жарков. Эксперт обратил внимание на рассмотрение Госдумой предложения отменить НДС для сделок по передаче прав по договору коммерческой концессии. “Норма интересна тем, что она действует в том случае, если в договоре отдельно выделяются платежи за представление интеллектуальных прав. Это важный момент в развитии культуры обращения с интеллектуальной собственностью, потому что у нас зачастую при регулировании отношений между предпринимателями, например в договорах работ, услуг или поставки товаров, есть операции, связанные с интеллектуальными правами, о которых забывают. Эти операции можно выделить в соглашении и получить преимущества, предусмотренные законодательством“, – прокомментировал Жарков.
Тенденция по расширению перечня правообладателей проявляется и в авторском праве. 22 июля 2022 года в третьем чтении Госдума РФ приняла законопроект, включающий в список авторов мультипликационного фильма художника-постановщика. “Для всех стало открытием, что этот субъект не признавался в качестве автора, – рассказал заместитель директора департамента правового регулирования Министерства культуры РФ Алексей Кубышкин. – Именно в отношении анимационного фильма художник-постановщик отныне будет признаваться соавтором“.
В процессе совершенствования сферы интеллектуальной собственности создаются организации, которые призваны развивать и координировать взаимодействие игроков рынка, способствовать внедрению цифровых технологий, помогают авторам управлять правами. По инициативе Ассоциации IPChain в прошлом году Указом Президента РФ был создан Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС). Идея зрела давно, отметил заместитель директора департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Кузнецов: “Присутствие на рынке большого количества частных сервисов и решений, с одной стороны, говорило о наличии здоровой конкуренции, что всегда хорошо, но при этом существовали определенные риски непрозрачности работы. Именно поэтому было решено учредить Центр оборота интеллектуальных прав, который станет площадкой обмена мнениями между государством и представителями креативного сектора“. По словам эксперта, в ближайшее время РЦИС займется разработкой стандартов по выявлению и учету интеллектуальных прав, а также консолидацией корпоративных и государственных реестров результатов творческого труда.
РЦИС выступил с инициативой активнее использовать его потенциал и опыт внедрения новых технологий в борьбе с контрафактной продукцией. Предложения Центра обсуждались на государственной комиссии по контрафакту Министерства промышленности и торговли России. Директор департамента развития промышленности социально значимых товаров Министерства промышленности и торговли РФ Дмитрий Колобов отметил: “Мы надеемся, что доведем работу до пилотной стадии, когда контролер сможет воспользоваться ресурсами РЦИС и делать юридически значимые заключения о совпадении продукта с задепонированным в РЦИС образцом. Это позволит начать процедуру административного или уголовного производства“.
Вслед за законодательной базой меняется и правоприменительная практика. Судебная система быстрее реагирует на ситуацию, хотя некоторые решения вводят юристов “в зону турбулентности”, как, например, резонансное дело о свинке Пеппе. Арбитражный суд Кировской области отказал британской компании в защите исключительных прав, так как фирма находится на территории “недружественного” государства. Решение впоследствии было отменено в апелляционной инстанции. Такой подход говорит о сбое в системе, уверена генеральный директор компании IPCodex Наталья Полианчик. Но, несмотря на это, эксперт наблюдает положительные тенденции у судов, которые за последнее время стали более демократичными, пластичными и склонными принимать справедливые решения: “Система себя урегулирует, безусловно. Главная задача юристов – чтобы период турбулентности прошел безболезненно. Чем профессиональнее и четче мы продолжим выполнять свою работу, тем быстрее суды со всем справятся“.
С появлением цифровых платформ обострилась проблема соотношения интеллектуального права и права собственности в виртуальном пространстве. Поскольку люди все больше погружаются в цифровые миры, на первый план выходит регулирование правоотношений в метавселенных. Исполняющий обязанности генерального директора АНО “Цифровая экономика” Дмитрий Тер-Степанов подтвердил заинтересованность государства и бизнеса в снабжении виртуальной реальности правовыми механизмами. “Отношения в метавселенных регулируются не нормами частного права. Нам кажется, что мы отдаем деньги и что-то приобретаем, а на самом деле мы все еще находимся в четвертой главе Гражданского кодекса о праве интеллектуальной собственности. Тот объем остальных глав кодекса, которые тоже должны распространяться на отношения внутри лицензионного соглашения с владельцем платформы, – это большой вызов, с которым цифровым компаниям придется столкнуться“, – отметил эксперт.
Казалось бы, что основные цели для развития сферы интеллектуальной собственности заданы, осталось только следовать намеченному сценарию. Однако вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян убеждена, что в ближайшем будущем нас ждет очередной глобальный пересмотр современной парадигмы регулирования права интеллектуальной собственности: “Скорее всего, именно на этом рынке раньше всех появится идея цифровой ренты в целях стимулирования работы творческих коллективов и будущих правообладателей. С большой вероятностью нас ждет пересмотр самого понятия правообладания, его расширение в части субъектов, и сужение – в части сроков правовой охраны”. Авакян полагает, что острее других будут вставать вопросы антимонопольного регулирования и “мы все больше будем сталкиваться в авторском праве с элементами параллельного творчества. Уже сегодня мы видим вползающие элементы понятий “степень смешения” туда, где раньше оно отсутствовало“, – отметила эксперт.
Авторов необходимо стимулировать к творчеству, с чем пока не в полной мере справляется национальное законодательство, полагает президент Федерации интеллектуальной собственности, сопредседатель координационного совета ООГО “Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности” Сергей Матвеев. “Мы хотим строить креативную экономику, а креативную экономику рождает человек, – отмечает эксперт. – Мы делаем ставку на две составляющие: это функция интеллектуального права, которая направлена на стимулирование и поощрительное вознаграждение авторов, и вторая функция – это проактивное предотвращение любых нарушений прав и защита инвестиций“.
Все больше внимания направляется на создателей контента, но в правоотношениях есть как минимум две стороны: автор и пользователь. Об уязвимости прав потребителей контента в турбулентное время упомянул советник председателя правления Фонда “Сколково” по вопросам интеллектуальной собственности, председатель правления Ассоциации IPChain Максим Прокш. Сегодня наблюдается тенденция исчезновения с рынков зарубежных компаний и сервисов, которые вместе с собой забирают продукцию. Как можно обеспечить защиту прав пользователя, если в полной мере контролировать пределы использования интеллектуального продукта невозможно, задается вопросом Прокш: “Предположим, вы были подписчиком иностранного ресурса, и в какой-то момент он стал недоступен для россиян. У вас была купленная электронная книжка на этом ресурсе, а после закрытия сервиса у вас ее не стало. Кому предъявлять претензию? Люди должны понимать, что если они заплатили деньги за определенные права, то у них появляется в полной мере возможность такие права реализовывать“.
Творческие индустрии существуют и развиваются неразрывно со сферой интеллектуальной собственности, резюмировала заместитель председателя ООГО “Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности” и модератор сессии Ирина Яковлева. Завершая дискуссию, представитель РЦИС отметила, что зона турбулентности рано или поздно закончится, а новая эпоха уже практически наступила. Озвученные на сессии тезисы лягут в основу работы центра, который занимается подготовкой предложений по нормативно-правовому регулированию креативного сектора. “Мы посмотрим, как в итоге будет развиваться сфера интеллектуальной собственности в ближайший год, и проверим, чей прогноз из участников сессии был наиболее точным. Важно сказать, что право не стоит на месте, и то, что сегодня нам кажется оптимальным сценарием, через какое-то время будет не актуально. Потому необходимо обсуждать возникновение новых отношений, чтобы модернизировать право в реальном времени и отвечать запросам общества“, – подытожила Яковлева.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»