17 августа 2022
На протяжении 50 000 лет искусство и дизайн были средством общения и образования в культуре коренных австралийских племен. Сегодня новые концепции в дизайне развиваются под влиянием традиционных искусств и ремесел с многовековой историей. Современные мастера, среди предков которых были австралийские аборигены, помогают создать новую философию дизайна, которая со временем станет частью национальной идеи Австралии. Предлагаем вам познакомиться с творчеством группы ткачих и четырех дизайнеров (все они ─ женщины), которые положили начало этому движению.
Ткачихи с острова Элко
Семь лет назад Саша Тичковски, совладелица сиднейской дизайнерской компании Koskela, встретилась с женщинами-ткачихами из племени Йолнгу, которые живут на острове Элко недалеко от побережья Северной территории Австралии, и предложила им сотрудничество со своей компанией. Женщины адаптировали традиционные техники плетения для производства современных абажуров.
В результате совместного проекта появился новый австралийский стиль, в котором старинное ремесло сочетается с ультрасовременным коммерческим дизайном.
Конструируя абажуры для коллекции Yuta Badayala (Новый свет), женщины-ткачихи использовали растительные пигменты для окраски волокон из листьев пандана и караджонга, собранных на острове. «Затем из окрашенного волокна плетется замысловатый узор, а основой абажура служит простой черный каркас», — рассказывает Саша. Работа эта долгая и кропотливая, и на производство самых больших абажуров иногда уходит целый месяц.
Фото предоставлено компанией Elcho Island Arts
Саша и Мавис вьют нити из волокон пандана. Фото: Шантану Старик
Фото: Anson Smart
Люси Симпсон: дизайнер текстиля и предметов интерьера
Люси Симпсон изучала графический и текстильный дизайн в Колледже изящных искусств при Университете Нового Южного Уэльса в Сиднее. Сегодня она управляет собственной дизайн-студией Gaawaa Miyay (Дочь реки). «Я люблю все, что касается искусства австралийских аборигенов, и черпаю вдохновение в культуре своей малой родины — района Ювалерай на северо-западе Нового Южного Уэльса», — делится Люси.
Выразительные и абстрактные принты Люси всегда связаны с семейными историями и переданы через изображения растений и животных, которые ассоциируются у дизайнера с домом ее родителей: вороны и чайки, треска и моллюски, травы и кусты маракуйи.
Люси говорит, что для аборигенов эти мотивы имели огромное значение, а значит «к ним надо относиться с уважением, если мы хотим, чтобы современный дизайн и дизайн будущего носил отчетливый австралийский характер».
Люси создает истории на текстиле (цифровая и трафаретная печать), а также занимается графическим дизайном и выполняет частные заказы, и все это с целью выразить, проиллюстрировать и поделиться разными аспектами культуры аборигенов.
«С помощью дизайна я знакомлю людей с уникальными чертами района Ювалерай и жизнью на берегах бурных рек, помогая понять культуру аборигенов, ее разнообразие, красоту и силу», — говорит она.
Четыре года назад она основала Национальное агентство дизайна коренных народов (National Aboriginal Design Agency) в рамках художественного альянса Saltwater Freshwater — некоммерческой организации, управляемой представителями десяти аборигенных земель в Новом Южном Уэльсе. Агентство было создано для сотрудничества с местными художниками и для продвижения их работ.
Фото: Триш О’Брайен
Зона отдыха The Sit Place, созданное Элисон Пейдж в сотрудничестве с художниками Брентаном Луньяном и Джереми Девиттом
«У каждого дерева, реки и горы есть своя история, и я стараюсь понять, какие предметы дизайна могут эти истории дополнить», — добавляет она.
Кружево, сплетенное местными мастерами. Фото: Триш О’Брайен
«Если вы посмотрите на дизайн бумеранга, вумеры (инструмент для метания копья, изображение которого на разных предметах указывало на племенную принадлежность хозяина) или любой другой древний инструмент, вы увидите вещи с детально рассчитанным и продуманным функционалом. Что это, если не дизайн в самом современном значении? — говорит Элисон. — К тому же, декоративные элементы, украшающие старинные предметы, могут многое рассказать об истории страны».
Сегодня все больше и больше дизайнеров, вышедших из семей аборигенов, вносят вклад в развитие и производство качественной современной мебели, предметов интерьера, текстиля и даже объектов архитектуры.
Кофейный столик Comeback, диз. Э. Пейдж. Фото: Триш О’Брайен
Николь Монкс (Nicole Monks) в сиднейском районе Блок (The Block), в котором уже много десятилетий живут потомки аборигенов. Фото: Пол ван Кан
Виды отделки и цвета отражают географические и культурные особенности района Ватярри-Яматджи. Например, кресло Walarnu (на фото) выпускается в цветах золота, меди и олова. «Все эти металлы добываются на западе Австралии, как раз в Ватярри-Яматджи», — говорит Николь.
На создание этого кресла Николь вдохновил охотничий бумеранг. Повторение его формы под разным углом напоминает траекторию полета. «По внешнему виду охотничий бумеранг сильно отличается от обычного, — говорит Николь. — Он не должен возвращаться назад, его задача — поразить цель». Пример Николь зародил новую тему в дизайне интерьера — интерпретацию орудий и технологий аборигенных народов.
Кресло Walarnu (Бумеранг), диз. Н. Монкс. Фото: Чико Монкс
Николь также принимала участие в нескольких совместных проектах, включая знаменитый Marri Ngurang (Большое место). Эта объемная художественная инсталляция украшает фойе многоквартирного дома в сиднейском районе Эвели. Вместе с Николь над проектом работали Чарльз Мэдден (художник, глава племени Гадигал) и архитектурное бюро Urban Future Organisation. Композиция на рельефной стене из множества деревянных дощечек иллюстрирует мифы племени Гадигал, которое много веков проживает на территории Сиднея.
Увлечения Николь не ограничиваются предметным и архитектурным дизайном. Она также занимается текстилем и сотрудничает с Карой Манчини Герос, владелицей модного бренда Pandanah. Вместе они верят, что традиционное искусство и культура аборигенов, выраженные в свежих формах, обязательно послужат вдохновением дизайнерам будущего.
Пенни Эванс: керамист и дизайнер инсталляций
Сочетание самых разных направлений искусства с вдохновением, которое дает богатое культурное наследие Австралии, — вот, пожалуй, самая точная характеристика нового «аборигенного» дизайна. Например, в творчестве Пенни Эванс, особенно в изготовлении керамики, немаловажную роль играет классическая европейская техника сграффито — процарапывание рисунка или орнамента на поверхности изделия.
«Этот метод декорирования также имеет непосредственное отношение к искусству моего племени Камиларой-Гумерой, в котором традиция украшать резьбой деревья, оружие и домашнюю утварь насчитывает несколько веков, — говорит Пенни. — Ни одна ритуальная церемония или рассказ истории не обходились без рисунков на земле».
«Мои предки жили к северо-западу от района Бунджалунг в окружении племен Гара, Мунгинди и Нарраби», — говорит Пенни, в чьих жилах также течет английская и немецкая кровь. Она уверена, что многонациональное происхождение дает уникальную возможность понять, что такое быть австралийкой и, более того, сделать это сквозь призму дизайна и искусства.
«У нас в семье есть любимая история о начале нашего рода… о черном и белом… и начинается она с романа аборигенки с освобожденным преступником, — рассказывает Пенни. — Я оглядываюсь назад и пытаюсь представить себе эту историю во плоти, со всеми ее анекдотичными и драматическими подробностями, представляю жизнь племени до колонизации, и в первые дни новой жизни. Для меня вся эта история — совсем не давнее прошлое. Я — кульминация этой истории, ее живое воплощение».
Пенни выработала свой собственный графический стиль, сочетающий эти глубокие смыслы с шуточным сувенирным стилем «Абориджиналия», который был популярен в Австралии в 1950-1960-е годы. Работы можно посмотреть и купить на сайте дизайнера, а также в магазине при Художественной галерее Южной Австралии и в Галерее Майкла Рейда в городе Муррурунди.
Блюда Meeting Place, развешанные между резными палками-копалками. Дизайн и фото: Пенни Эванс
Блюда Floodplain, символизирующие мать с двумя детьми. Дизайн и фото: Пенни Эванс