31 августа 2022
Одна из лучших книг последнего времени по соотношению количества ценных мыслей и интересных фактов к затраченному времени
Мы редко задумываемся о том, что привычные вещи, которыми мы пользуемся каждый день, спроектированы дизайнерами: от кнопок в лифте и молотка до приложения для смартфона. Чем-то мы пользуемся с удовольствием, а что-то кажется неудобным и странным. Чтобы получился действительно функциональный и привлекательный продукт, дизайнеру нужно пройти огромный путь и ответить на массу вопросов — например, для кого эта вещь, как ее сделать удобнее и дешевле и, наконец, способна ли она изменить жизнь к лучшему. От их решений зависит красота, удобство и безопасность нашего мира, но есть ли универсальные принципы, на которых строится выдающийся дизайн? Автор нескольких бестселлеров, дизайнер Скотт Беркун предлагает по-новому взглянуть на вещи вокруг и научиться отличать хорошие идеи от плохих.
Специалист по дизайну книг Дуглас Мартин объясняет это так: «Вопрос о том, нужен ли дизайн и есть ли на него бюджет, — совершенно бессмысленный. Дизайн неизбежен. Альтернатива хорошему дизайну — плохой дизайн, а не его отсутствие».
Что на самом деле значит «дверь легко установить» или «использовать по назначению»? Если не задать дополнительных вопросов, останется огромное пространство для обсуждения — и, скорее всего, возникнет новый театр дизайна. «Легко» — дел на полминуты или на полчаса?<…> А что значит «по назначению»? Открыть и закрыть? Придержать дверь для другого? Пройти с чашкой кофе или с ребёнком на руках? Как только человек обещает себе проектировать качественно и мыслить ясно, возникает новый набор вопросов. И это хорошо. Хорошие вопросы порождают новые хорошие вопросы — так же, как хорошие мысли приводят к новым хорошим мыслям.
Обычно получается так: чем лучше продумана вещь или система, тем раньше к её созданию подключились дизайнеры и тем более сплочённо над ней работала команда.
Возможно, вас это удивит, но кнопка «Закрыть двери», скорее всего, не работает. Там просто загорается лампочка. Это так называемая кнопка-плацебо. Их множество по всему миру. Они есть на офисных термостатах или, например, на столбах у пешеходных переходов в разных городах. С их помощью люди «сообщают», что хотят перейти проезжую часть. Однако в 2004 году в Нью-Йорке работала лишь пятая часть из 3500 таких кнопок. Причина проста: нет смысла тратить деньги на их реальное подключение и обслуживание — большинство людей обычно не видит разницы.
Увидев привлекательный дизайн, мы хвалим его создателя, но, как писал Майкл Уилфорд, «за каждым выдающимся зданием стоит не менее выдающийся заказчик».
Дизайнер может сказать: «Я всего лишь дизайнер. Меня не волнует, что дизайн нельзя легко внедрить». Но это то же самое, что заявить: «Я всего лишь врач. Если пациент не может легко получить назначенное лечение, это не моя проблема». Для кого же создавать, если невозможно воплотить замысел? Настоящий дизайн — работа с настоящими ограничениями, и не важно, насколько они жёсткие. Хороших дизайнеров ограничения не пугают. Они хотят решать настоящие проблемы, а не вымышленные.
Ким Гудвин, специалист по дизайну и лидерству продукта, считает, что «человек не может представить боль, с которой не сталкивался или о которой никогда не слышал». Ответственные дизайнеры, разработчики и проектировщики должны признать: они упустят из виду какую-то категорию людей, если не будут целенаправленно бороться с этой проблемой. Несмотря на появление трехточечных ремней Нильса Болина и многолетнее улучшение безопасности автомобилей на протяжении десятилетий, женщины всё равно получают травмы в авариях вдвое чаще мужчин: манекены для краш-тестов до сих пор делают на основе мужской анатомии. К сожалению, стандартные процессы во многих отраслях скрывают привычку к исключению.
Самый надёжный способ избавиться от неё — собрать команду из разных людей. Тогда при обсуждении идей будут представлены разные взгляды. Они повлияют на те решения, на которые могут повлиять, даже раньше, чем начнётся исследование клиентов.Иногда дизайнеры стараются быть инклюзивными и распределяют ресурсы между разными группами равномерно, но и это может приводить к проблемам. В общественных местах вроде аэропортов и стадионов женский и мужской туалеты обычно одной площади. Но вы, возможно, замечали (женщины — точно), что очередь в женский туалет всегда длиннее, чем в мужской. Дело в том, что женщинам в среднем требуется больше времени — и по объективным причинам. Это и есть разница между равенством и балансом. Если просто разделить что-то на равные части, это не всегда поставит людей в одно и то же положение. Женщины чаще сопровождают детей и пожилых. Во время менструации женщинам нужно менять прокладки или тампоны. Женщины чаще моют руки, носят больше одежды, на расстёгивание и застёгивание которой требуется время. Более удачный дизайн возможен, но кому-то нужно убедить власть имущих в том, что у него есть преимущества: к примеру, показать, что общие туалеты, без деления на мужской и женский, эффективнее (и безопаснее для трансгендерных людей).
Ленивые дизайнеры часто опираются на средние значения, если вообще используют информацию. Но Дрейфус понимал: «человека в среднем» не существует. Вместо этого он измерял другие показатели и смотрел, какая доля людей попадает в полученный диапазон длины рук, силы пальцев или чего угодно ещё.
В одном интервью писатель Уильям Гибсон сказал примерно следующее: «Если хотите понять новую технологию, спросите себя, как ею воспользуется преступник, полицейский и политик». Если дизайнеры, конструкторы и разработчики хотя бы поверхностно изучат историю и литературу, они заметят: всё, что создано с конкретной целью (например, чудовище Франкенштейна или печатный станок), приводит одновременно и к прогрессу, и к регрессу. Понимать это полезно всем. Дизайн никогда не бывает нейтральным или выгодным для кого угодно, как предполагают его создатели.
Пожалуй, самые важные компромиссы и ценности — те, что теряются при обсуждении продуктов. Людей, которые что-то покупают, называют потребителями. Подразумевается, что их главная ценность — товар, который они потребляют, а не то, что они узнают, на что надеются и какой вклад в общество хотят внести. Несложно понять, что тост можно за те же пару минут поджарить в духовке или на сковороде. В тостере нет ничего особенного: в нём установлены такие же нихромовые нагревательные элементы, как и в духовке, просто меньшего размера и по бокам. Но ни один производитель тостеров вам этого не расскажет.
В том же аэропорту уборщик Йос Ван Бедофф понял, во сколько обходится уборка мужских туалетов. Главная причина до смешного проста: «сбитый прицел». Во время службы в армии Бедофф заметил, что, если в писсуаре есть куда целиться (допустим, красная точка), мужчины стараются это делать. Уборщик предложил менеджеру Аду Кибому нарисовать в туалете мух. Сработало: количество «промахов» сократилось на 80%, и расходы на уборку снизились.
Идея простая. В туалете делать нечего. Там нечего читать и нечего смотреть (за исключением телефона, который не способствует попаданию в цель). В большинстве уборных мужчинам у писсуаров приходится смотреть на пустую стену перед ними. Но если есть цель, появляется задача. Дизайнер писсуаров Клаус Райхардт говорит так:
Парни устроены просто. Им нравится играть с потоком мочи. Если разместить в писсуаре какой-нибудь объект, в который можно целиться… Что угодно. Я видел флажок, пчелу, деревце. В Схипхоле это оказалась муха.
Когда у мужчин появилась точка, на которой нужно сосредоточиться, их поведение изменилось. Мух, кроме всего прочего, никто не любит, целиться в них можно без угрызений совести. <…>
Это удачный пример использования дизайна для незаметной коррекции поведения. Майк Фридбергер из компании American Standard (производитель писсуаров с мухами для терминала № 4 Международного аэропорта имени Джона Кеннеди) утверждает: «Если нанести изображение бабочки или божьей коровки, мужчины не будут целиться прямо в него. Если же нарисовать мерзкого паука или таракана, то к писсуару в принципе могут не подойти. Мухи — отличное решение. Их никто не любит и никто не боится. Поэтому они никого не отпугнут».Дизайн раздора — ситуация, в которой возникает напряжение между людьми. Желая заполучить подлокотник в среднем кресле в самолёте, легко обвинить соседа, который то и дело задевает вас рукой или вытягивает ногу, занимая пространство перед вами. Но помните: кто-то разработал эти кресла. Какую задачу они пытались решить? Наверное, поместить больше пассажиров в самолёт, чтобы авиалинии получили больше прибыли. Можно ли было добиться этого, не заставляя соседей злиться друг на друга?