08 сентября 2022
Креативность — это способность искать нетипичные решения задач и проблем, а также использовать воображение и творчество для генерации новых идей. Без креативности не обходится ни один рейтинг «мягких» навыков: например, по версии Всемирного экономического форума к 2025 году она выйдет на пятое место среди всех soft skills, а платформа LinkedIn в рейтинге 2021 года уже поставила креативность на первое место.
В связи с этим мы решили собрать данные и провести исследование о том, как устроен спрос на креативность на российском рынке труда.
Для создания этого исследования мы собрали и обработали информацию о вакансиях, где в требованиях к соискателям указан навык «креативность»; все они были опубликованы на одном из крупнейших российских сайтов по поиску работы HeadHunter в первом полугодии 2022 года, при этом мы учитывали только вакансии, не находящиеся в архиве и актуальные на момент парсинга. Базу данных мы рассмотрели в трёх срезах:
географический срез (количество вакансий с указанием навыка «креативность» в отдельных городах и / или регионах);
срез по профессиям (в каких профессиях и для должностей какого уровня чаще всего встречаются вакансии с указанием навыка «креативность»);
зарплатный срез для ключевых городов, где количество вакансий с указанием навыка «креативность» позволяет рассчитать объективный усреднённый показатель.
Сбор и объединение данных мы провели средствами Python с использованием модуля Pandas при помощи официального API HeadHunter. Поиск слова «креативность» в различных морфологических формах осуществлялся в поле названия, описания и навыков всех активных вакансий, опубликованных с 1 января до 30 июня 2022 года по всей России (113 географических зон) с детализацией по городам. Для дальнейшего анализа мы использовали средства PostgreSQL. Названия вакансий были приведены к единому виду, чтобы обеспечить необходимую частотность.
Всего, по данным hh.ru, в 2020 году требование навыка креативности встречалось в 97 тысячах вакансий на сайте, в 2021 году — в 160 тысячах, за неполный 2022 год — в 106 тысячах вакансий. Таким образом, можно сделать вывод, что спрос на креативность в России действительно растёт. При этом руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова уточняет: это не самый востребованный навык на рынке.
— Служба исследований hh.ru проводила опрос работодателей, чтобы выяснить, какие навыки они считают наиболее важными в соискателях и как часто они на самом деле встречаются у кандидатов на собеседованиях. Перечень предлагаемых к оценке навыков был составлен на основе прогноза востребованных навыков в 2020 году, подготовленного экспертами Международного экономического форума в Давосе в 2008 году. Навыку креативности российские работодатели присвоили средний балл 6 (из 10 возможных), и он занял 9-е место в рэнкинге. Оценку того, насколько реально навык креативности встречается у соискателей, работодатели поставили 2,4 (из 5), и он тоже оказался на 9-м месте.
Ожидаемо, что наибольший процент вакансий с указанием на навык «креативность» — 38,37% от общего числа «креативных» вакансий в России — оказался в Москве. С большим отрывом — от столицы и других городов — идёт Петербург (13,45%). На третьем месте оказалась Казань (2,85%), четвёртое и пятое место поделили Новосибирск и Екатеринбург (2,71%), на шестом — Краснодар (2,32%).
При этом интересно, что топ-5 городов по числу «креативных» вакансий — это топ-5 городов России по численности населения по данным на 2022 год. Поэтому, чем крупнее город, тем больше в нём спрос на креативных сотрудников.
Остальные рассматриваемые в выборке города не занимают более 2% от общей выборки креативных вакансий.
Наибольший процент вакансий с указанием на навык «креативность» среди городов, не являющихся миллионниками, в Иркутске — это единственный город-немиллионник, доля которого в общем числе креативных вакансий превысила 1% и составила 1,02%; он занял 14-ю строчку в общем рейтинге. Вместе с ним в топ-15 попал Сочи (0,99%). При этом есть два города-миллионника, которые им уступили и не вошли в топ-15, — это Волгоград и Омск (0,73% и 0,62% соответственно).
— Исторически европейские и российские столицы являлись зоной притяжения для творческих профессий, поскольку преимущественно столичные элиты формировали спрос, выступали заказчиками конечного творческого продукта и работодателями для креативных людей. Позднее эту роль на себя взяли государственные институты; в начале XXI века к креативным профессиям проявил интерес крупный бизнес, который тоже сосредоточен в столицах, в том числе на уровне управляющих компаний. С другой стороны, столичный рынок труда хорошо сбалансирован по рабочим местам как в реальном секторе экономики, так и в цифровом. Именно здесь наиболее развиты индустрии развлечений и оказания интеллектуальных услуг, а также сфера искусства, поэтому такой разрыв с регионами вполне понятен.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»