30 ноября 2022
— Расскажите, какие возможности и инструменты web 3.0 даёт музыкантам? Чем они лучше классических? Кроются ли они только в монетизации или в чём-то ещё?
Дмитрий: Монетизация — это, несомненно, одна из основополагающих возможностей. Автор контента может получать роялти за просмотры/прослушивания практически мгновенно, без задержек в несколько месяцев, как сейчас это работает у большинства стриминговых площадок. Кроме монетизации творчества, web 3.0 обещает авторам множество сценариев привлечения внимания аудитории и работы с поклонниками. Один из них — выпуск собственных NFT-коллекций.
— Можно поподробнее о других сценариях?
Владислав: Со сценариями использования технологий, как и везде, границы определяются лишь вашей фантазией. Ну а если приводить примеры, то как бы вы отнеслись к перспективе влиять на сюжет любимого сериала? Звучит заманчиво, правда? Или, например, собирать коллекцию уникальных электронных билетов любимого исполнителя? Или купить пожизненный доступ на все мероприятия любимого автора?
— И почему вы тогда сосредоточились на музыке, ведь продавать можно всё что угодно?
Владислав: Playmuse — это медиасервис с возможностью слушать, смотреть, создавать контент, влиять на него, владеть им в NFT. Всё это за счёт возможностей блокчейна. Вы автор и вы хотите привлечь аудиторию? Выпустите свои NFT — дайте возможность поклонникам закончить припев новой песни. Если вы ведущий блога, устройте среди подписчиков конкурс на новые идеи, подарите NFT победителю и разделите с ним часть дохода от задумки. Если вы режиссёр, соберите свою команду и выпустите для каждого NFT с уникальными условиями разделения дохода от проката будущего фильма.
— Мы делаем ставку не только на музыку. Мы ведь медиасервис (я бы даже сказал, мультимедиасервис), и у нас можно представлять любое творчество, будь то музыка или видео. Есть идеи по поводу текстов, но это позже.
— Расскажите, что из задумок удалось реализовать сейчас?
Дмитрий: Playmuse сейчас — это мы с Владиславом, команда разработчиков, музыкальный юрист и менеджер по маркетингу. Идея сервиса родилась давно и обрисовалась в 2022-м после новостей о развитии TON. За этот год мы сформировали активное комьюнити, провели несколько предварительных конкурсов по розыгрышу наших NFT и запустили пресейл NFT. Его цель — собрать дополнительные средства на разработку. Сейчас мы активно ищем поддержку в индустрии — к нам уже начали присоединяться авторы и продюсеры, эксперты музыкального web 3.0. И уже в этом квартале мы готовимся показать готовый продукт.
— Первым продуктом от нашего медиасервиса будет маркетплейс, на котором авторы музыкального и видеоконтента смогут генерировать NFT на основе своего творчества. В 2023 году мы планируем запустить музыкальный стриминговый сервис и чуть позже видеосервис, который, в свою очередь, будет разделён на два — кино и блоги/стримы. И на маркетплейсе вы сможете реализовать всё, что публикуете на остальных наших сервисах.
— Получается, приобретая NFT автора, покупатель получает пачку прав на него? Процент от использования трека? Какой смысл в этом для музыканта и покупателя?
Дмитрий: То, что покупатель NFT получает пачку прав, — немного неточно. Все условия «владения» треком или его частью прописываются в смарт-контракте. Эти условия определяет продавец, и туда включается не только возможность получения части прибыли от купленного контента, но и всё, на что хватит фантазии. У нас в телеграм-канале время от времени проходит интерактив, в котором мы в формате викторины рассказываем подписчикам о приколах в индустрии. Сергей Жуков, например, выпустил NFT, покупатель которого может запретить группе «Руки Вверх!» исполнять песню «Студент», — это шедеврально. Но и цена там… 20 миллионов рублей…
— Владение его частью? То есть можно продать часть песни?
Дмитрий: Именно! Мы делаем на этом отдельный акцент. Ведь круто будет купить, например, припев любимой песни. А если песня с этим припевом будет звучать в каком-нибудь фильме, то и доход за использование песни пропорционально купленной части будет капать не только автору, но и владельцу NFT.
— Есть ли какие-нибудь «лазейки» для, ну, давайте назовём это мошенничеством? Не с вашей стороны, а со стороны пользователь — автор.
Владислав: Нет, это невозможно, так как авторизация пользователя в сервисе происходит по криптокошельку, а все действия с NFT записываются в блокчейн. Однако не стоит забывать про безопасность: не авторизовываться в открытых сетях, не переходить по сомнительным ссылкам.
— Что насчёт контрактов в виде NFT? Какие у них преимущества перед классическими?
Дмитрий: Создатель NFT прописывает все необходимые условия, генерирует контракт, в который при покупке NFT вносится информация о покупателе. Каждая сделка вписывается в блокчейн. Всё прозрачно. Такие контракты избавят авторов от кабальных условий, мелких шрифтов и так далее. Ну и, по-хорошему, альтернатив смарт-контрактам нет. Это не договоры с лейблами, инвесторами, менеджерами. Автор буквально выступает менеджером самостоятельно, без посредников.
— И как смарт-контракты позволяют избавить автора от «кабалы»?
Владислав: Вписывать в смарт-контракт заведомо невыгодные условия — это обрекать всю свою кампанию по их продаже на провал. Кто захочет платить за то, чтобы ещё и остаться в должниках? И очень классная фишка в том, что смарт-контракт сам отслеживает соблюдение всех условий. А расторгнуть смарт-контракт невозможно: его можно только «сжечь», отправив на специальный адрес в сети. Сделать это может только тот, кто владеет NFT.
— Какие вообще условия для вхождения артистов на такой сервис? Донаты, фиксированные цены, покупка вашего NFT?
Дмитрий: Главное условие — это желание! Есть амбиции, есть планы, есть время и идеи? Велком!
Владислав: Мы недавно запустили программу поддержки контент-мейкеров. Все подавшие заявки априори попадают на площадку, однако наше комьюнити может выступить в поддержку того или иного проекта — в таком случае мы будем дарить свои NFT авторам. А это уже значит, что они вместе с другими холдерами смогут принимать решения по развитию сервиса и зарабатывать вместе с ним.
— У вашего маркетплейса целевая аудитория, кстати, кто? Только РФ? СНГ? Начинающие или преуспевающие?
Дмитрий: По-хорошему, наша ЦА — весь мир! С США могут возникнуть определённые трудности из-за невозможности работы TON в этой стране. Но на них ведь мир не заканчивается.
— Представляете, как было бы круто познакомить между собой публику и авторов из России, Азии, Южной Америки, возможно, даже Африки. Я уверен, что во всех странах есть молодые амбициозные ребята, играющие знакомую музыку с местным колоритом. Сейчас мы не говорим про фольклор — речь о популярных и альтернативных жанрах. Ну и, конечно, web 3.0 дарит возможности для коллаборации музыкальных стилей и авторов из разных стран.
Владислав: Наша миссия — поддержка молодых исполнителей. Но без уже преуспевших артистов тоже не обойтись. Мы ведём переговоры с популярными музыкантами, чтобы подогреть интерес к сервису и найти средства на реализацию всего задуманного функционала. Пока мы инициативно разрабатываем сервис на собственные средства.
— Playmuse — это единственный сервис в своём роде или есть и другие, может быть, не заточенные, а просто подходящие для музыкантов и других творцов?
Владислав: Аналоги, конечно, есть. Западные. Маркетплейсы, медиасервисы на блокчейне. Вместе с тем Playmuse в своём роде уникальный, потому что это первый подобный сервис на блокчейне TON (The Open Network). Это даёт ряд преимуществ не только нам, разработчикам, но и пользователям. TON — это целая экосистема, новые скорости проведения операций, новая политика приватности, новая система хранения данных. В общем, не вдаваясь в технические подробности, это новый интернет, и Playmuse возьмёт оттуда всё лучшее.
Дмитрий: Дополнительно мы делаем ставку на поддержку артистов, выпускающих у нас свои релизы и NFT, и готовы взять часть маркетинга личного бренда на себя: например, за счёт разработки аналога ресурса Bandlink и представлять тот же функционал, но совершенно бесплатно.
— Почему вы считаете, что такой аналог нужен, если уже есть оригинал?
Дмитрий: Во-первых, здоровая конкуренция поможет нам всем стать лучше, а во-вторых — это наша дополнительная опция, причём бесплатная. И мы [в отличие от Bandlink] не станем размещать баннеры с рекламой на странице автора. Где угодно, только не там (смеётся).
Владислав: Я бы ещё отметил, что аналоги популярных сервисов на блокчейне — это перестраховка, ведь децентрализованные сервисы, в отличие от централизованных, застрахованы от блокировок.
— Про блокировки понятно, а как вообще насчёт устойчивости (в первую очередь экономической) такого рынка? Торговля картинками в NFT уже, похоже, лопнула. По крайней мере, местами.
Дмитрий: У нас в телеграм-канале проходят АМА-конференции на темы web 3.0 и медиасервиса. На последней Михаил Мазунов, приглашённый эксперт в музыкальном web 3.0., отзывался о рынке в первую очередь как о новом и набирающем обороты. Какие-то выводы делать преждевременно, тем более что TON только разгоняется.
Владислав: Торговля картинками по своей сути была тестом технологии NFT. Просто гипотеза, которую проверял рынок. Мы же хотим представить рынок NFT как нечто большее, чем эксперимент. Во-первых, мы сами выпускаем NFT с целью обеспечения разработки сервиса. Но фактически наши NFT — это акции сервиса. Наши холдеры при запуске сервиса будут получать 50% прибыли, а также ряд привилегий в будущем функционале.
— Выходит, что NFT Playmuse — это инвестиционный инструмент, подкреплённый реальным продуктом. А токены, выпущенные музыкантами, будут подкреплены их творчеством, популярностью и востребованностью. Мы уверены, что при таком подходе можно говорить о будущем. Однако призываем быть внимательными: «пустые» картинки ещё никто не запретил.
— Ну а что насчёт метаверс — есть ли место для музыки там?
Дмитрий: Несмотря на то что о метавселенной даже пару лет назад говорить было страшно, сейчас она существует, и этот факт нельзя игнорировать. У нас в комьюнити есть энтузиасты, предлагающие проводить выставки в метапространстве. Но мы лично пока не можем себе представить, например, панк-рок-концерт без слэма и сёрклпита. В пандемию многие пытались проводить что-то массовое онлайн, однако эмоции от живых выступлений особенные! Метаверс — отличный плацдарм для реализации новых творческих идей, но, в какие сроки она сможет заменить живые концерты, выставки, кинопоказы, мы не берёмся прогнозировать. Правда, и не хотим.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»