15 февраля 2023
Интересуетесь отечественным арт-рынком, но не уверены, что достаточно хорошо в нем разбираетесь? Теперь есть шанс «прокачать» знания играючи, приняв участие в настольной игре «Главный экспонат».
Проект, созданный сооснователем и генеральным директором креативного агентства «Кураторская Лаборатория Битвин» Натальей Томашевской, позволяет ближе познакомиться с миром современного искусства и лучшими галереями Москвы и Санкт-Петербурга, посмотреть работы ведущих молодых художников и разобраться в законах арт-рынка, ну и, конечно, попробовать собрать собственную коллекцию.
Будучи представленным в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, настольная игра «Главный экспонат» за несколько месяцев покорила Москву и Санкт-Петербург, начала развиваться в регионах России – Красноярске, Тюмени, Нижнем Новгороде и других городах, а постепенно выходит и на мировой уровень. На сегодняшний день проект «Главный экспонат» вышел за рамки просто настольной игры, с марта запускается программа «Амбассадоры» для представителей арт-сообществ по всей России, летом запланировано обновление игровых карт и продолжаются интеллектуальные баттлы в режиме офлайн.
Шеф-редактор IPQuorum не только попробовала свои силы в игре, но и расспросила Наталью Томашевскую о том, как родилась идея создать экономическую стратегию про мир арт-бизнеса, с какими трудностями они столкнулись, а также о том, почему для нее важно показывать реально существующие арт-объекты.
– Наталья, как возникла идея «Главного экспоната»?
– Все началось с того, что в 2021 году я решила сменить род деятельности. До этого я занималась промышленной логистикой нефтегазовых компаний, антикризисным управлением и стратегическим маркетингом. Арт-сфера к тому моменту довольно долго меня интересовала, я пробовала себя как художник-абстракционист. Но это было скорее хобби или даже некая арт-терапия. А тут я поняла, что у меня масса бизнес-компетенций, которые можно применить в любой сфере. Я постоянно что-то придумываю, креативлю, так почему бы не попробовать себя в качестве арт-менеджера. Подойдя к вопросу системно, я довольно быстро поняла, что для полноценного погружения в среду мне понадобятся «проводники». Это подтолкнуло меня к поступлению в Московскую школу современного искусства (MSCA) по направлению «Международные стратегии в арт-бизнесе».
Уже в процессе обучения у меня случился инсайт. Зимой 2021 года мы с друзьями были в Турции. Особенных развлечений зимой на море нет, и мы вечерами играли в настольные игры – «Имаджинариум», «Уно», «Монополия». И тут у меня в голове возник вопрос: «А почему нет интересной игры про арт-бизнес»? Вернувшись домой, я за несколько дней написала первый вариант концепции игры и в течение месяца сделала маркетинговый анализ этого узкого сегмента.
Эта игра создана для людей, которые ничего не понимают в современном искусстве, но потенциально интересуются им, у которых нет профдеформации и каких-то сформировавшихся предпочтений. Мне хотелось создать широкую «воронку», попадая в которую, люди получали бы начальные знания об арт-бизнесе: что существуют галереи, художники, что можно ходить на ярмарки, аукционы. По информационному наполнению игры 20% – это общая матчасть, а остальные 80% – современное искусство.
Для меня было принципиально, чтобы в качестве «лотов» в игре выступали реальные произведения наших молодых художников. Хотелось не просто рассказать о них, но еще и наглядно показать, какие они крутые. Хотелось реально продвигать их работы. Чтобы это стало возможным, я связалась с несколькими галереями, фондами и интернет-площадками по продаже современного искусства. Так на карточках появились QR-коды, ведущие на страницу художника или на сайт галереи. А у игроков – возможность увидеть не одну работу художника, а несколько, а также узнать реальные цены на эти произведения. При желании можно даже что-то купить и начать собирать свою реальную коллекцию. Это реальный PR арт-бизнеса. Плюс, открывая сайты той или иной галереи, можно увидеть еще и анонсы текущих выставок, лекций, мастер-классов и другую полезную информацию.
– А как регулировали вопрос авторских прав?
– С каждым художником подписано лицензионное соглашение, регламентирующее права использования изображений работ в коммерческих целях, условия использования изображений и ФИО художника и допустимое количество экземпляров игры с ними. Мне повезло, что многие владельцы галерей увидели потенциал этого проекта и сильно помогли с согласованием документов с художниками, а также поддержали в развитии этого проекта.
– Когда вы подали заявку на регистрацию товарного знака «Главный экспонат», не возникло вопросов в связи с песней Сергея Шнурова?
– Нет, так как она называется просто «Экспонат». Так что никаких претензий тут быть не может. Плюс мы регистрировали еще и изображение товарного знака. А это целиком и полностью заслуга нашего художника и дизайнера Алены Фадиной. Даже сам шрифт логотипа отрисован вручную.