+7 3842-75-17-09
Логотип

10 апреля 2023

Как технологии меняют кино и анимацию?

 
Кино и анимация уже стали «двигателями прогресса» для российской экономики. Успех «Смешариков», «Фиксиков» и «Снежной королевы» показал, что благодаря мультфильмам можно зарабатывать и развивать смежные технологичные индустрии. Ко Дню российской анимации рассказываем об интересных региональных проектах, которые из стартапов смогли превратиться в доходный бизнес.

Однажды садовник дядя Гена, он же Сергей Гармаш, работающий в сочинском Дендрарии, находит мохнатого Чебурашку. Оказалось, что зверька принес из далекой страны смерч, и героям вновь суждено быть вместе. Речь идет о фильме по мотивам любимого советского мультика, который вышел в российский прокат 1 января 2023 года и буквально за первые две недели собрал более 4 млрд рублей, побив все кассовые рекорды.

Очевидно, что кино и анимация сегодня уже стали важнейшими национальными продуктами, которые в ближайшие годы будут развиваться параллельно с такими областями высоких технологий, как искусственный интеллект и компьютерное зрение, считает директор по направлению Gamedev, AR/VR, New Media Фонда «Сколково» Алексей Каленчук. Игровые движки, системы захвата движений, системы фотограмметрии, конструкторы аватаров и виртуальных миров — без этих инструментов уже невозможно представить современную анимацию и кино.

При этом «важнейшее из искусств» уверенно шагает за границы Москвы, появляются интересные региональные кейсы.

Якутский прорыв

О новом якутском кино сегодня уже знают не понаслышке. Только за последнее время в российский прокат вышли местные фильмы «Не хороните меня без Ивана» Любови Борисовой, «Молодость» Дмитрия Давыдова и «АЙТА» Степана Бурнашева.

На то, чтобы якутское кино заметили, ушло несколько десятилетий. В конце 1980-х — начале 1990-х вокруг «Сахафильма» стало постепенно собираться профессиональное сообщество, нарастала материально-техническая база. Первые картины не доходили до большого экрана, но их с удовольствием смотрели на местном ТВ. С появлением цифры стало расти качество. Сейчас якутские фильмы побеждают на фестивалях, поддержку студии и режиссерам оказывает региональный бюджет и частные фонды. Прибыльным бизнесом становится продажа прав онлайн-платформам.

Феномен якутского кино заключается в том, что это низкобюджетный кинематограф, говорит Алексей Каленчук. Тем не менее в регионе есть хаб компаний — разработчиков компьютерных игр. А от игр до анимации на базе игровых движков — один шаг. Так что, возможно, анимация станет одной из областей, которые в ближайшем будущем также начнут развиваться в Заполярном регионе. «При этом важно, что в Якутии богатая местная культура, и на ее основе можно делать крутые медиабренды за счет анимации, игр. Почему бы не сделать якутского «Ведьмака», например», — рассуждает Алексей.

Воронеж не догонишь

Для производства анимации география не так принципиальна, а вырастить профессиональные кадры можно и своими руками, доказал воронежский проект Wizart Animation (Анимационная студия Воронеж»). Сегодня это полноценный кластер с большим количеством аниматоров, которые делают мультики, знакомые всем: «Волки и овцы: ход свиньей», «Хранители чудес» и, конечно, «Снежная королева».

Первые шаги были болезненными. Проект «Морской дьявол» ждала тяжелая прокатная судьба, но второй — «Снежная королева» — попал прямо в десятку, что стало хорошим стимулом для развития. На сегодняшний день мультфильмы Wizart Animation уже побывали в прокате более чем в 150 странах. Последний полнометражный «Ганзель, Гретель и агентство магии» вышел на Netflix и возглавил рейтинг самых популярных фильмов платформы в мире.

По словам сценариста и режиссера Алексея Замыслова, специалистов, которые оживляют компьютерных персонажей, в России не хватает. Поэтому приходится растить кадры с нуля, и при студии работает школа анимации. По мнению Алексея Каленчука, нужны также и технологии, которые помогают оптимизировать процесс — больше рисовать, быстрее оживлять. У той же Wizart Animation есть свой редактор для работы с 3D-графикой для анимации, добавляет он.

Казанский интерактив

Команда Movika из Казани популяризирует интерактивное кино, экспериментальное направление на стыке современного видеоискусства. У зрителя есть выбор, какие действия совершать и каким по факту будет сюжет. «Обычный линейный видеоконтент — уже устоявшаяся, большая индустрия. Интерактивный, нелинейный контент создается на стыке кино, анимации и видеоигр и дает результаты в определенных аудиториях — среди детей и подростков, которые растут в окружении гаджетов», — объясняет Радмир Габиев, креативный продюсер Movika.

Компания работает в трех ипостасях. С одной стороны, это программа для создания интерактивного кино, в которой можно бесплатно собрать свое видео, опубликовать его и отправить файл в виде ссылки. Во-вторых, это решение, которое может быть интегрировано для онлайн-кинотеатров, где зритель может становиться героем фильма. В-третьих, студия, которая, собственно, создает интерактивный контент.

«Movika — редкий пример, когда технологии создаются самостоятельно. Это можно использовать поверх любого типа видео — маркетинговые вау-кейсы, образовательные курсы с ветвлением. Главное, что аудитория уже имеет опыт пользования разными видеосервисами и готова получать новый опыт. Конечно, рано говорить обо всех зрителях, но это уже вопрос адаптации», — комментирует Алексей Каленчук.

В целом качественно изменить подход к новому кино поможет синергия творчества и технологий, а резиденты «Сколково» как раз ориентируются на их создание. В пуле немало компаний, которые разрабатывают инструменты для производства анимации и видеоконтента. Есть, например, реалистичные 3D-аватары twin3D, система позиционирования antilatency, технологии студии визуальных эффектов CGF ViewGA, рендер-движок Centileo и другие. «В каком-то смысле за ними будущее», — уверен Алексей Каленчук.

Источник

Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»