Что такое киберсквоттинг
В российском законодательстве практически отсутствует четкое определение киберсквоттинга.
- На практике под ним чаще всего подразумевают регистрацию доменных имен, которые содержат в своем адресе названия известных компаний, их продуктов. Обычно их перепродают заинтересованным брендам.
- Второй вариант киберсквоттинга — когда уже существующий виртуальный адрес компании по каким-то причинам становится доступен для покупки и перерегистрации.
Это может произойти, если бизнес задержит оплату домена — в этом случае платформа-регистратор выставит его на продажу. В покупке такого домена нет ничего криминального — за исключением случаев, когда в адресе содержится упоминание чьей-то торговой марки.
В отличие от зарубежной практики, в России киберсквоттинг находится в белой правовой зоне и фактически не запрещен.
Чтобы вернуть домен или стать обладателем похожего по названию сайта, нередко приходится платить за него денежную компенсацию. Или попытаться действовать через суд.
В чем опасность киберсквоттинга для бизнеса
Для бизнеса одна из главных угроз киберсквоттинга в том, что сайт с похожим или полностью идентичным названием может попасть в топ поисковиков. Люди, которые ищут определенную торговую марку, вместо основного сайта будут попадать на другой адрес. В будущем это может привести к оттоку трафика и клиентов.
Вторая проблема возникает, если киберсквоттеры используют сайт с похожим названием совершенно для другой ниши. В некоторых случаях это может создавать репутационные риски.
Например, мы в 2018 году запустили сайт Advostar — изначально он создавался как онлайн-платформа для поиска и подбора юристов. Вскоре мы задумались о смене бизнес-модели и какое-то время не продляли домен.
Когда мы решили снова запустить сайт в работу, то обнаружили, что он нам уже не принадлежит. Домен выкупили киберсквоттеры, которые стали использовать его для рекламы ставок. Но у нас изначально был зарегистрированный торговый знак Advostar — объект интеллектуальной собственности. По закону его нельзя использовать в доменном имени без нашего согласия.
Мы пробовали договориться без суда и выкупить домен обратно, но все наши предложения проигнорировали. Тогда мы решили открыть судебный спор, который продолжается до сих пор.
Как снизить риск столкновения с киберсквоттингом
Полностью обезопасить себя от киберсквоттеров невозможно. Но можно снизить риски. Обычно компании делают это двумя способами:
- Регистрация и покупка доменных имен, которые прямо или косвенно могут затронуть торговую марку
В основном этим занимаются крупные бренды, у которых есть на это ресурсы. Например, Сбербанк в 2018 году всего за две недели зарегистрировал и выкупил 17 новых виртуальных адресов — половина из них содержали слово sber.
- Регистрация созвучного с адресом сайта торгового знака
Торговая марка является объектом интеллектуальной собственности, который нельзя упоминать в доменном имени без согласия правообладателя. Если киберсквоттеры будут знать о том, что у вас есть созвучный с доменом торговый знак, они с меньшей вероятностью выберут ваш сайт как новую цель. Создавать или покупать домен, который потом все равно отсудит правообладатель — затея не очень перспективная.
Тем не менее бывают случаи, когда киберсквоттеры все равно регистрируют домен с созвучным торговым знаком. По всей видимости, они рассчитывают на удачу или просто на то, что компания не захочет с ними судиться. Например, так было в нашем случае — мы зарегистрировали торговую марку почти одновременно с запуском нашего сайта, однако это не остановило киберсквоттеров.
Что делать, если вы не успели зарегистрировать торговый знак
В этом случае шансы защитить домен в суде близки к нулю. У предпринимателя остаются три варианта:
1. Попробовать выкупить домен
Иногда его владельцем может быть не реальный киберсквоттер, а вполне обычный человек, который создал виртуальный адрес раньше, чем компания зарегистрировала торговую марку.
Например, Сбербанк в рамках ребрендинга в 2018 году выкупил домен sber.ru, который появился в сети еще в 2000 году. По некоторым оценкам, виртуальный адрес обошелся банку в 30-40 млн рублей. Причем саму торговую марку «Сбер» компания официально зарегистрировала только в 2020 году.
2. Зарегистрировать схожий по названию домен и сконцентрировать свои силы на нем
Иногда это может быть дешевле, чем пытаться урегулировать вопрос с киберсквоттером. Кроме того, этот способ подходит как срочное средство на время судебного процесса.
3. Подождать
Если домен не заинтересует другие компании, то киберсквоттер может потерять мотивацию платить за него. Виртуальный адрес фактически освободится сам по истечению срока регистрации. Но нужно приготовиться к тому, что это стратегия для игры на длинной дистанции — домены, как правило, продлевают раз в год.
Что делать, если вы уже зарегистрировали торговую марку, но киберсквоттеры пользуются вашим доменом.
Вариант 1: переговоры
Даже в этом случае затяжного суда все еще можно избежать. Для этого нужно договориться о возврате домена за денежную компенсацию. Конечно, это можно сделать самостоятельно, но в этом случае придется действовать на свой страх и риск — есть вероятность, что получив деньги, другая сторона просто перестанет выходить на связь.
Поэтому компании часто прибегают к помощи бирж покупки-продажи сайтов, независимых брокеров или регистраторов доменов, у которых есть услуга «Доменный брокер». Такие посредники берут на себя переговоры, согласование стоимости, юридическое оформление и техническую сторону.
Как правило, в процессе сделки деньги резервируются на счете гаранта и передаются продавцу только после того, как завершится полная передача прав.
Вариант 2: суд
Если договориться не удается или вы принципиально не хотите платить киберсквоттерам, нужно подавать судебный иск. При положительном исходе суд запретит нарушителю пользоваться доменом и удержит с него денежную компенсацию.
Исковое заявление о запрете использования домена нужно подавать в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. К заявлению нужно приложить:
- Доказательства владения торговым знаком — например, идентификационный номер торговой марки, название правообладателя, дату регистрации и окончания действия прав.
- Доказательства использования торгового знака. Помните, что одной регистрации торговой марки недостаточно — ее нужно, например, наносить на продукцию, упоминать о ней в своих статьях, в наружной и интернет-рекламе и т.д.
- Факты, подтверждающие использование домена ответчиком — скриншоты сайта и др.
Все доказательства лучше всего предварительно заверить у нотариуса.
И самое важное: на время судебного спора суд должен наложить запрет на перерегистрацию домена.
Если этого не сделать, ответчик может просто переоформить адрес на другое лицо, а значит, вы не сможете привлечь киберсквоттера к ответу. Поэтому одновременно с другими документами нужно обязательно подготовить и направить ходатайство об обеспечительных мерах в отношении домена.
Что еще поможет увеличить шансы на победу в суде
- Лучше всего сначала зарегистрировать торговый знак, а затем — домен. Иначе суд может посчитать, что вы пытаетесь завладеть доменом через так называемый обратный захват — намеренную регистрацию торговой марки под чужой домен.
- Желательно, чтобы адрес домена не был похож на слово или выражение, которое находится в общем употреблении.
- Если ваш товарный знак не полностью совпадает с доменом, нужно получить заключение патентного поверенного о наличии сходства до степени смешения.
- Подробное изучение других судебных кейсов по киберсквоттингу. Это поможет вам в подготовке исковых заявлений, подборе формулировок и формировании стратегии защиты. К счастью, все данные находятся в свободном доступе. Например, здесь и здесь можно ознакомиться с решениями суда по одному из дел домена «Сбербанка».
Нужно быть заранее готовыми к тому, что судебный процесс может затянуться — в России суды довольно часто с неохотой берутся за кейсы, связанные с киберсквоттингом. Поэтому даже если сторона ответчика никак не сопротивляется, рассмотрение дела все равно может занять несколько месяцев.
При наличии достаточной доказательной базы, подготовки и уверенности в своих силах предприниматели могут одержать победу без помощи юристов. Но так как судебная практика по таким делам еще только формируется, для увеличения шансов и минимизации рисков можно обратиться за помощью к профессионалам.
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»