24 октября 2023
Палехская традиция существует уже несколько веков. Отсчет принято вести с XVII века, когда Палех стал центром иконописи. За более чем три столетия менялись эпохи, государственное устройство, экономические модели, а промысел, словно иллюстрируя латинское выражение Vita brevis, ars longa – «Жизнь коротка, искусство вечно», – продолжал жить, наполняя повседневность смыслом и красотой. Время оказалось над ним не властно. Но окончательно подчинить себе бег минут удалось в 2020 году, когда компания «Глобал Рус Трейд» решила открыть часовую мануфактуру. Сегодня каждая модель Palekh Watch уникальна и не имеет аналогов. IPQuorum поговорил с основателем бренда Анной Нестеровой.
– Председатель совета директоров и основатель экспортной электронной торговой площадки «Глобал Рус Трейд», руководитель рабочей группы от России по цифровой экономике Делового совета БРИКС. Как в сферу ваших интересов попал Палех?
– Работой с народно-художественным промыслами «Глобал Рус Трейд» занимается уже более 5 лет. В области НХП насчитывается более 1000 (535 из них составляют объединения и товарищества, 437 – индивидуальные предприниматели и 78 организаций, входящих в федеральный перечень НХП). Мы сотрудничаем со всеми. До начала СВО в основном занимались продвижением наших за рубеж. При этом надо понимать, что значительная часть изделий НХП не имеет высоких потребительских свойств, то есть утилитарно их использовать сложно. Что такое, например, Палех? Это иконы, миниатюры из папье-маше и шкатулки. Иконы пользовались спросом всегда, а шкатулка на сегодняшний день предмет не слишком утилитарный. Собственно, тогда у меня и появилась идея создать современное и практичное изделие НХП.
Плюс, когда приезжаешь на производство и видишь, каким трудом создаются эти шедевры, сколько души и таланта люди в это вкладывают, это не может не тронуть. Если вернуться к Палеху, то нас свела какая-то синергия. Представители «Объединения художников Палеха» были готовы, сохраняя традиционную роспись, создавать нечто новое и утилитарное, идти на эксперименты. Человеческий фактор, конечно, сыграл очень важную роль в нашем сотрудничестве. Но нельзя забывать и о религиозной составляющей. Здесь все художники благословленные, поскольку иконы пишут. Мне близок этот сакральный смысл творчества.
Мысль о часах возникла не сразу, ведь создать лаковую миниатюру на маленьком циферблате крайне сложно. Далеко не каждый художник может это сделать, с нами сейчас сотрудничают четыре мастера, каждый из которых незаменим. До нас такого никто даже не пробовал.
– А какие варианты были до часов?
– Мы пробовали делать ручки, заколки, ежедневники – много чего. Но, как я всегда говорю, нет проблемы придумать продукт, сложно придать ему ценность в глазах покупателя. Если говорить об отечественном рынке, то у нас люди привыкли потреблять все западное. Им почему-то кажется, что их пластиковое и яркое – непременно крутое, а наше – не пойми какое. Но тут нечему удивляться, нам тридцать лет красивыми рекламными слоганами вбивали в голову, что здесь ничего нет и быть не может. Мы себя совершенно не ценим и не уважаем. И это очень хорошо видно на примере НХП. Люди приходят и спрашивают: «А почему у вас так дорого?». И даже мысли не возникает, что перед ними ручная авторская работа, что мастер вложил в это время, силы, талант. Но вот что странно – никому в голову не придет задать тот же вопрос в бутике Cartier или Tiffani. А что так дорого? Ни золото, ни камни столько не стоят. Но нет – никто не возмущается.
– И как изменить это отношение?
– Нужно работать с потребителем и с нашим представлением о самих себе. Сейчас самое время. На фоне попыток отмены русской культуры интерес к ней высок как никогда. И на этой волне нужно популяризировать наше искусство, наш русский код. Объяснять, каким он был, какой есть, как его можно использовать в быту. При правильном донесении наших идей, при грамотной их упаковке наши народно-художественные промыслы будут покруче самых распиаренных брендов. Например, Дятьковский хрусталь ни в чем не уступает, а во многом и превосходит именитую Baccarat. Но там умеют себя коммерциализировать, делать красивую обертку, создавать модный продающий контент. Этому нам еще предстоит научиться.
Давайте для примера возьмем дом Hermes. Отвечая на вопрос, в чем ценность бренда, их представители подчеркивают, что это семейная компания с богатой историей. Так у нас за каждым промыслом такая история стоит, такие имена – ничего придумывать не надо. Если брать наш промысел, то это и иконопись, традиции которой восходят к XVII веку, и Гёте, который здесь миниатюры себе заказывал, и Горький, спасший промысел после революции, и так далее. И так везде. Просто под все нужно создавать ценность и грамотно ее доносить до людей. Если мы ищем секрет, то никакого секрета нет.
Фото компании Palekh watch
– Как думаете, почему у нас такие проблемы с брендингом, позиционированием, пиаром, маркетингом и, в целом, с умением продавать?
– Это опять же объяснимо. У нас в стране долгие годы была плановая экономика. Что государство заказывало, то предприятия и производили. За последние 30–40 лет мы немного научились смотреть в сторону потребителя, понимать, как с ним коммуницировать. Опять же у нас долгие годы считалось, что маркетинг и пиар – это нечто несерьезное. Престиж профессии поднялся в последние лет десять. Но на рынке по-прежнему дефицит – грамотного маркетолога, эсэмэмщика днем с огнем не сыщешь.
– В интервью вы много говорите о дизайне, если можно так назвать палехскую роспись. Но кто делает механизм для ваших часов?
– Я всегда делаю акцент на том, что мы постоянно ищем баланс между точностью и искусством. Есть часовые бренды, которые заточены на создание эксклюзивных механизмов и корпусов. Это их конек. Мы же скорее ратуем за сохранение промысла, за высокое искусство росписи, которую очень сложно уместить на такой небольшой поверхности. А потому если говорить о технической стороне дела, то мы сотрудничаем с часовым заводом «Восток» и некоторыми другими компаниями. Сейчас мы стараемся максимально заместить все импортные составляющие. Например, специально под нас идет процесс изготовления особого сапфирового стекла. А финальную сборку осуществляют уже наши мастера.
– Выступая на Российской креативной неделе, на заседании комиссии Госсовета по направлению «Культура» вы сказали, что в НХП наблюдается дефицит кадров и что у вас есть предложение, как можно было бы выстроить целевое обучение новых мастеров. Первое: как? И второе: удалось ли вам получить какой-то официальный ответ на это предложение?
– Мое предложение сейчас рассматривается. В чем оно состоит? Мне бы хотелось, чтобы студенты творческих вузов получали распределение и хотя бы год, а лучше три, работали на профильном предприятии. При этом я ни в коем случае не считаю, что нужно людей заставлять. Важно, чтобы у руководителя предприятия была возможность платить мастерам достойную зарплату, а для этого нужно, чтобы у них были заказы. На голом энтузиазме долго не продержишься. А потому сейчас первично – обеспечить спрос на продукцию НХП. Будет спрос – будет и запрос на новых художников и более тесная работа с училищами. Вот тогда можно будет говорить о том, что если предприятие оплачивает обучение, то студент обязан отработать год или три на производстве. Иначе преемственность поколений будет утеряна.
Фото компании Palekh watch
– В мае в Центре «Зотов» на встрече креативного сообщества с президентом Владимиром Путиным вы не только презентовали бренд Palekh Watch, но и попросили о создании в селе Палех высшего образовательного учреждения. Есть ли уже какие-то результаты?
– Глава государства поддержал все инициативы, которые я озвучила. Он обещал поручить Управлению делами президента использовать продукцию народно-художественных промыслов для подарков, которые делает руководство страны, закрепить в законодательстве право использования в торговых марках географических наименований, если эти продукты произведены местными народно-художественными промыслами, а также создать в Палехе высшее учебное заведение. Сейчас мы ждем поручений. Как только они появятся, начнется активная работа.
Что касается самих часов, то там была представлена коллекция «Регионы России». Реакция первого лица нашей страны была очень хорошей. Это видно даже по тем сюжетам, что вышли по итогам встречи. Но, повторюсь, это не может не трогать. В каждом экземпляре есть душа мастера, есть эмоции и энергия, которые он вложил, когда создавал изделие. Именно это привязывает к нашему бренду, к концепции и философии, которую мы продвигаем.
– 2022 год был объявлен годом НХП. Внимание властей может изменить отношение к народным промыслам и помочь их перезапуску на современном витке?
– Конечно. Вы же видите, что тема вернулась в актуальную повестку. Крупные госкорпорации не только закупают изделия НХП для сувенирно-подарочного фонда, но и становятся акционерами предприятий. Не так давно АФК «Система» и Сбербанк приобрели по 37,5% в управляющей компании «Гжель». Сеть супермаркетов SPAR активно поддержала изделия Городецкой росписи. То есть крупный бизнес начал рассматривать промыслы не только в качестве соцпроекта, но и как инвестицию. Это позволит привлечь внимание и других инвесторов.
– Вы не раз говорили, что вас огорчает восприятие народных промыслов как «рашн-деревяшн». Почему?
– Мне кажется, что в этой фразе есть обесценивание труда мастера и наших традиций. В промыслах заложен сакральный смысл, они несут художественную ценность. И сли мы хотим вернуть уважение народному творчеству и промыслам, то и говорить о них нужно с уважением.