+7 3842-75-17-09
Логотип

30 октября 2023

Что такое креативные индустрии и почему они важны. Интервью с директором Российской креативной недели

Марина, “Российская креативная неделя” за несколько лет превратилась в узнаваемый бренд. Уже многие знают, что конкретно делается вами в плане развития креативных индустрий. Но начнем с изменений этого года. Форум поменял формат, переехал из Парка Горького, где он собирал достаточно широкую аудиторию, в кластер “Ломоносов”. Для чего это было сделано?

Марина Абрамова: Изначально перед нами стояла задача максимально широкого информирования о том, что такое креативные индустрии и почему они важны. Поэтому в качестве локации был Парк Горького – место массового посещения. С задачей мы успешно справились. И когда возник рынок, появились понимание и инфраструктура, появились новые цели: повысить уровень экспертности, реализовать практико-ориентированный подход. Нам было важно собрать главных игроков рынка, креативных предпринимателей, инноваторов, миссионеров креативных индустрий, крупнейших исследователей, региональные компании, местных чиновников и сделать все наши дискуссии максимально емкими и предметными. Содержание определило форму. Местом проведения стал инновационный кластер “Ломоносов” – пространство для талантливых, амбициозных компаний, которые придумывают, пробуют и двигаются от идеи к реализации.В наших мероприятиях мы сделали ставку на моделирование и прогнозирование образа будущего в креативных сферах, на поиск идентичности, уникальности: кто мы и какой след в истории мы оставим.

Что в итоге получили участники форума: представители креативного бизнеса, технологических компаний, образовательных компаний, регионов?

Марина Абрамова: Да, возьмем сессию, посвященную кино и сериалам, как инструменту увеличения привлекательности региона. Очень люблю этот кейс, он показывает возможности по продвижению позитивного образа региона на различных площадках с помощью различных инструментов. Фильм “Сердце Пармы” снят в каменном городе – культовом месте для Пермского края. Сервис 2ГИС нанес на карту основные места съемок и ключевые локации исторического блокбастера. В описаниях точек можно узнать, какие природные достопримечательности и местные легенды нашли отражение в ленте. Все это стимулировало приток туристов в Пермский край, увеличилась узнаваемость региона, повысились продажи книги. Если продолжать про Пермский край, то отличный пример поддержки креативных индустрий, который реализуется в регионе- рибейт. Авторы проектов могут получить до 50% возмещения затрат после киносъемок на территории Прикамья.

У нас достаточно успешных примеров регионального взаимодействия. Не первый год вместе работаем с Якутией и видим практические результаты: в республике разработана концепция развития креативной экономики, принят закон о господдержке кинематографистов, и мы видим, как якутское кино уже вышло за пределы отдельно взятого региона. Красноярск, который дважды проводил у себя “Российскую креативную неделю – Сибирь”, и этот год не будет исключением. Системный подход к развитию креативных индустрий дает результаты: Красноярский край занимает лидирующие позиции среди сибирских субъектов по вкладу в креативную экономику – в 2021 году он составил почти 300 миллиардов рублей, или 6,64%. Это данные Агентства стратегических инициатив.

Одна пчела, как бы она ни трудилась, не построит соты

“Российская креативная неделя” – это крутой инструмент для региона с точки зрения формирования и продвижения своего образа. И тут приведу в пример Челябинск, который презентовал собственные креативные кейсы в этом году: в регионе создано успешное коммьюнити фэшн-дизайнеров. В регионе проводятся культурные события и дни моды, челябинские дизайнеры участвуют в международных показах. Создан образовательный проект Gigaschool, для подготовки талантов в ИТ-отрасли. Из практических результатов для бизнеса: мы представили последние исследования. Например, рейтинг социального влияния кино, который показал, что 88% россиян в 2023 году высоко оценивают качество отечественного киноконтента. При этом 71% считают, что российский кинематограф может производить контент, сопоставимый по уровню с западным. Крайне важный посыл для инвесторов: вкладывать в отечественное перспективно, российский контент востребованный и прибыльный.

У каждого региона свой уникальный опыт, но есть ли общий фактор или несколько для развития креативных индустрий сегодня? Что нужно российскому креативному классу в первую очередь?

Марина Абрамова: В развитии креативных индустрий высока роль кластеров, ассоциаций, сообщества. Важно понимать, что кластер – это не просто “стекляшка”, красиво спроектированное здание – это точка притяжения, это эмоция, которая рождается у человека в этом пространстве, это желание возвращаться в такое место.

Креативному классу, как никому, важно кооперироваться – именно сообща он способен создавать, творить, взаимообогащаться. В этом смысле важная задача – помочь им объединиться. Одна пчела, как бы она ни трудилась, не построит соты, продукт создает один большой улей. Второй момент – это кадры, то есть крутые специалисты, потребность в которых сегодня как никогда высока. Креативные индустрии по своей природе глобальны, и нам необходимо большое количество высококлассных специалистов, чтобы российский креативный продукт вышел на мировой рынок и отвоевывал там свои доли.

Национальная премия в сфере креативных индустрий отмечает лучших из лучших в креативных сферах. Что ждет гостей, участников и номинантов в этом году?

Марина Абрамова: Премия уже начала свою работу: можно подать заявку соискателя на сайте. Во-вторых, формат Russian Creative Awards в этом году несколько изменился. Нам важно увеличить конкуренцию на креативном рынке, повысить качество креативного продукта, сделать его узнаваемым и востребованным как в России, так и за ее пределами. Поэтому мы приняли решение, сохранив возможность подачи заявок на сайте, дать право номинировать проекты жюри. Логика простая: лучших предлагают лучшие – топовые представители цифровых экосистем, медиа, искусства, культуры, образования, архитектуры, IT и так далее. Такой совет академиков, чье мнение имеет реальный вес в рынке. Мы постараемся организовать для них очные встречи, где они смогут не просто выбирать претендентов из списков, но дискутировать, спорить и доказывать друг другу, кто действительно достоин стать лауреатом Премии.

Кто вошел в состав экспертного жюри и по каким номинациям Премия будет присуждаться в этом году?

Марина Абрамова: В жюри 50 человек. Среди них гендиректор “Национальной Медиа Группы” Светлана Баланова, председатель совета директоров киностудии “Союзмультфильм” Юлиана Слащева, директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова, российский писатель, драматург и сценарист Александр Цыпкин, экономист Александр Аузан, директор по работе с государственными органами и корпоративными отношениями компании “Яндекс” Игорь Алексеев, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко и многие другие.

В Премии 10 номинаций: “Социальный проект”, “Просветительский проект”, “Новые формы”, “Культурный код”, “Проект в области развития территории”, “Детский проект”, “Регион года”, “Креативное событие”, “Человек года”, “Цифровой проект”. Все номинации носят кросс-индустриальный характер. То есть в категорию “Детский проект” могут быть заявлены проекты совершенно из разных сфер: кино, музыка, фестивали, книги, выставки. Главное – какой вклад они внесли в гармоничное развитие детской аудитории нашей страны.

Как будет проходить оценка проектов экспертами?

Марина Абрамова: Жюри предстоит большая работа, которая будет проходить в два этапа. Первый – это очные встречи рабочих групп по номинациям, обсуждение, отбор претендентов, формирование шорт-листа, второй – общее голосование жюри. Критерии для номинирования простые: значимость проекта для развития креативного сектора, уникальность, новые творческие подходы и технологии при реализации, практические результаты, которые продемонстрировал проект. Нам важно посмотреть, как рынок оценивает достижения в креативных сферах: где видит результат, уникальность, самый крутой кейс, изменивший креативный ландшафт города, региона или страны. Так что у жюри в этом году невероятно ответственная работа.

Планка Премии высока изначально. И с каждым годом она повышается, мы видим, как проекты, которые отмечены нашей наградой, двигаются дальше, какой стимул дает наша “семечка” (награда, напомню, спроектирована в виде семечки), как из нее прорастают все новые сады. Получить Премию в одной из номинаций – это получить признание профессионального сообщества и топовых экспертов креативных индустрий страны. Это награда за пройденный путь и новая энергия для движения. Какие бы сложности ни возникали у креаторов – это всегда возможность сделать шаг вперед.

Источник

Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»