08 ноября 2023
Термин «экономика впечатлений» появился в 1999 году благодаря гарвардским ученым Джозефу Пайну и Джеймсу Гилмору. Так они назвали модель экономического развития, где главной движущей силой являются эмоции от покупки товаров и услуг. Теория заключалась в том, что человек приобретает не просто продукт, а впечатление. Сегодня это оформилось в реальное торговое предложение. Во многом благодаря развитию креативных индустрий.
Тому, какова материальная ценность таких впечатлений, как превратить творческую идею в конкурентоспособный и инвестиционно привлекательный проект и чем стоит измерять креативный бизнес, было посвящено пленарное заседание «Экономика впечатлений через события в креативных индустриях», прошедшее на первом форуме «Многогранность». Он объединил заказчиков, организаторов и поставщиков сервисных ивент-услуг всех направлений: от продюсеров концертов и фестивалей до руководителей по HR и маркетингу крупнейших брендов.
Модератором встречи стал управляющий директор АО «Русская Медиагруппа» Дмитрий Медников. Участниками — генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов; президент Союза дизайнеров России, вице-президент Global Design Industry Organization Виталий Ставицкий; заместитель директора по творческим и культурным инициативам Фонда Росконгресс Екатерина Иванова; президент Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий (НАОМ) Юлия Жоля и директор Центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ), ректор Universal University Екатерина Черкес-Заде.
Как устроена событийная индустрия?
«Экономика впечатлений, связанная прежде всего с событийной индустрией, — это наш последний оплот, единственная сфера, где главным по-прежнему остается человек. Она слабо автоматизирована, и если в эту область и придет искусственный интеллект, то для того, чтобы помогать специалистам, а не лишать их рабочих мест», — уверен Дмитрий Медников.
Событийная индустрия стала развиваться еще активнее после пандемии, когда, с одной стороны, бизнес оценил возможности удаленной онлайн-работы, а с другой — все же соскучился по нетворкингу. По мнению всех участников заседания, именно мероприятия, где все игроки рынка могут обмениваться опытом и сверять координаты, способствуют развитию творческого кластера экономики.
Об устройстве событийной индустрии и о том, сколько составляет ее оборот, подробнее рассказала Юлия Жоля: «Начиная с 2020 года, мы проводили глубокое исследование рынка профессиональных организаторов мероприятий и поняли, что он делится на 7 отраслей. Это выставочные, деловые, корпоративно-коммуникационные, частные, концертно-театральные, социокультурные и спортивные мероприятия. В каждом из них свои творческие команды, но те, кто занимаются техническим продакшеном, кейтерингом, режиссерско-постановочной деятельностью, менеджментом площадок, обслуживают их все. Также есть заказчики, вкладывающие средства, за счет которых событийная индустрия развивается. Это очень большой рынок, целая экосистема, объединяющая коммуникационные, креативные индустрии, культуру, спорт и туризм. Важно развивать ее, потому что она является функциональной, и так же, как IT или дизайн, способствует развитию макроотраслей экономики. А поскольку в основе событийной индустрии лежит интеллектуальная собственность и основные затраты уходят на производство творческого продукта, она, безусловно, является креативной».
Общий оборот событийной индустрии составляет сегодня 600 млн рублей. В ней занято около 600 тысяч человек, однако, по словам Юлии, многие из них не учтены, потому что далеко не весь креативный сектор работает в белую.
«По официальным данным, в 2021 году количество специалистов в креативных индустриях составляло около 5% от общего количества. Важно увеличивать показатели, потому что в этой сфере одно рабочее место создает шесть дополнительных в смежных индустриях, что выгодно и для самих профессионалов, и для государства», — считает Жоля.
Юлия также рассказала, что ее коллеги из агентства по привлечению инвестиций Свердловской области научились оценивать эффективность событийной индустрии, проведя исследование конгрессно-выставочных мероприятий. Несколько месяцев они интервьюировали их организаторов, поставщиков и гостей, подсчитывая и налоговый эффект, и выручку, которую получают специалисты в этой сфере, и траты туристов, приезжающих на то или иное событие.
«Выяснилось, что объем государственных инвестиций составляет 84 млн рублей, из которых 45 миллионов, а это 54%, возвращается налогами в бюджет. Сумма внушительная. Так можно оценивать не только качественный, но и количественный эффект событийной сферы и также проводить подобные исследования в других регионах страны», — резюмировала Юлия.
Ее поддержала и Екатерина Иванова:
«Организовывая огромное количество конгрессно-выставочных мероприятий, мы оцениваем их эффективность для развития экономики в целом. В 2022 году деловые туристы, приезжавшие на бизнес-форумы и конференции в Санкт-Петербург, привлекли в казну города около 50 млрд рублей».
Креатив и бизнес: как получить финансирование
Тем временем местные и государственные власти, понимая перспективность развития креативной сферы, не остаются в стороне, предлагая различные меры поддержки. Одной из ключевых официальных структур, которая инвестирует в экономику впечатлений, это Президентский фонд культурных инициатив. Роман Карманов рассказал о его внутренней «кухне», принципах отбора дотационных проектов и тех сложностях, с которыми приходится сталкиваться при работе с творческими предпринимателями:
«За два года существования фонда было подано 65 000 заявок — это 65 000 команд и креативных идей со всей страны. Запрашиваемая сумма поддержки составила 300 млрд рублей. Плюс к этому сами специалисты готовы вложить в развитие своих проектов 130 млрд. Сегодня мы уже поддержали более 6300 творческих команд на общую сумму свыше 21,5 млрд рублей. Из них 5 млрд инвестировано в различные фестивали и другие культурные события. Мероприятия при поддержке фонда реализуются на территории всех регионов.
Наши эксперты оценивают проекты, по которым запрашивается финансирование, по 10 критериям, только три из которых непосредственно относятся к творчеству. Каждая команда должна представить четкий пошаговый бизнес-план и его обоснование, календарный план, приложить письма поддержки. Это проектная деятельность, и именно она позволяет творческому бизнесу привлекать инвестиции из разных источников. Мы уделяем очень много сил и времени образованию творческих команд, оказываем всестороннюю поддержку. На наших глазах уже выросли и окрепли многие команд. Мы рады наблюдать за этим процессом. Инвестиции в виде грантов, вложенные в развитие культуры в стране, возвращаются государству в виде налогов, создания новых рабочих мест, эффективной инфраструктуры и реализации ярких и социально значимых проектов».
Творческий потенциал промышленности
В апреле 2024 в Москве пройдет Российский форум индустрии дизайна, о котором также не забыли спикеры. Это сквозная креативная индустрия, максимально тесно связанная с другими экономическими сферами. О том, что в ней происходит и как оценивается отрасль в цифрах, рассказал Виталий Ставицкий:
«Союзу дизайнеров России уже более 30 лет. Еще лет 5 назад было сложно было говорить о проведении крупного всероссийского форума отрасли, сейчас это одно из важнейших креативных мероприятий. В последние годы нам уже успешно удается доносить до властей и бизнеса важность дизайна для развития экономики, успешной продажи товаров и услуг. Особенно активно сейчас развивается промдизайн: интеллектуальный потенциал, накопленный десятилетиями, помогает поднимать российскую промышленность, а это одна из главных задач для нашей страны сегодня.
Наш союз является также крупнейшим институтом развития отрасли. Сейчас мы организуем новую премию в этой сфере, которую будем вручать на грядущем форуме. В индустрии дизайна работает более миллиона человек, а объем рынка составляет более триллиона рублей».
Перспективы развития креативного бизнеса
На креативные индустрии сегодня делается очень большая ставка. Что ждет их участников и какие планы на них есть у государства рассказала Екатерина Черкес-Заде:
«За последние несколько лет произошло формирование креативного сектора экономики. Мы перешли от слов к действиям. Креативный кластер влияет на развитие малого и среднего предпринимательства. Поддерживая эту тенденцию, АСИ сейчас занимается несколькими направлениями деятельности. Первое — это разработка единой для всех креативных индустрий методологии оценки их развития и вклада в другие направления экономики. Эти данные мы планируем представить в 2024 году на Петербургском международном экономическом форуме. Второе — это работа над концепцией развития креативных индустрий. Она была принята еще в 2021 году, потом ее реализация была приостановлена, а сейчас снова возобновлена. За два года многое изменилось, поэтому мы совместно с Минкультом и другими министерствами, причастными к развитию сектора, корректируем документ. Наконец, третье направление нашей деятельности — это разработка регионального стандарта развития креативной экономики, который мы начнем внедрять в нескольких регионах уже в следующем году. Это будет большой документ, объясняющий, как нужно действовать, чтобы начать развиваться в области креативного сектора.
Сейчас в Госдуме подготовлен проект закона «О развитии креативных (творческих) индустрий». Мы очень надеемся на его принятие, потому что это будет уже существенным подтверждением значимости творческого бизнеса для страны. Креативная экономика — гуманистическая: ее центром является сам человек. Именно он должен влиять на развитие экономики в целом, а у нас очень много талантливых умных людей,
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на Телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»