05 октября 2020
Обязательная маркировка парфюма и фототоваров вступает в силу в РФ с 1 октября 2020 года. Соответствующее постановление было подписано премьер-министром России Михаилом Мишустиным. Документ опубликован на сайте кабмина в январе 2020 года.
Согласно материалам, участники рынка духов и туалетной воды до 31 марта 2020 года были обязаны зарегистрироваться в системе маркировки. С 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка парфюмерной продукции, производимой и ввозимой на территорию России и передача сведений об обороте товаров в систему цифровой маркировки. До 30 сентября 2021 года разрешается реализация немаркированных товарных остатков духов и туалетной воды, произведенных или ввезенных на территорию России до 1 октября 2020 года.
Участники рынка фотоаппаратов до 29 февраля 2020 года были обязанный зарегистрироваться в системе маркировки. С 1 октября 2020 года оборот немаркированных фототоваров будет запрещен. До 1 декабря 2020 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, нереализованные до 1 октября 2020 года.
Как отметил представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), который выступает оператором маркировки, эта мера призвана очистить отрасли от нелегального оборота. “Если говорить о парфюмерии, то там, по экспертным оценкам, он достигает 20%”, – привел пример он. По его мнению, маркировка позволяет каждому покупателю, еще до покупки, убедиться в легальности товара, получить о нем данные и сделать выбор. Для этого код сканируется приложением “Честный знак”, с помощью которого проверено уже более 15 млн товаров, из которых около 8 млн – обувь.
В ЦРПТ также сообщили, что, по данным на 24 сентября в системе “Честный знак”, зарегистрировано более 5 тыс. 600 участников оборота парфюмерии и 700 – фототоваров. “Их количество будет увеличиваться, так как, например, в парфюмерии еще год разрешается продажа немаркированных остатков, произведенных или ввезенных до 1 октября 2020 года. Это сделано для комфортного вхождения участников оборота в маркировку и сокращения затрат”, – пояснил представитель оператора маркировки. При этом производители и импортеры цены на парфюмерию и фототовары из-за маркировки не повышают, для них это дополнительная возможность привлечь лояльных потребителей и увеличить присутствие за счет обеления рынка, уверены в ЦРПТ.
Всего в системе маркировки зарегистрированы около 290 тыс. компаний.
С 1 июля 2020 года обязательной стала маркировка табака, лекарств и обуви. До конца текущего года будет введена цифровая маркировка парфюмерии, фототоваров, шин и покрышек, а в 2021 году – пяти групп изделий легкой промышленности и молочной продукции. Кроме того, проводится эксперимент по маркировке бутилированной воды.
Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров. Оператор системы – Центр развития перспективных технологий, являющийся частным партнером в государственно-частном партнерстве.