19 мая 2021
Об этом сообщил директор Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития Александр Киревнин на круглом столе ТАСС, посвящённом формированию инфраструктуры экологически «окрашенного», ответственного финансирования в России.
Он подчеркнул, что климатическая повестка в России значительно ускорилась за последний год. В свою очередь, Минэкономразвития развивает меры поддержки, обозначенные Президентом в своём Послании, которые направлены на стимулирование инвесторов вкладывать в зелёные проекты, оказывающие минимальное воздействие на окружающую среду.
«Данные цели связаны со значительным перевооружением мощностей предприятий, которые сейчас в строю, а также с реализацией новых проектов», – отметил он.
Также Александр Киревнин подчеркнул, что для осуществления таких проектов в мире используется зелёное финансирование, в том числе, зелёные облигации, которые размещаются на рынке со скидкой, предоставляя эмитентам доступное финансирование. Помимо этого, ряд крупнейших инвестиционных фондов выделяет из своих средств долю, которую можно направлять на финансирование и приобретение ценных бумаг зелёного формата. Таким образом, на рынке сформирован спрос и предложение зелёных финансовых инструментов.
«Что же касается России – здесь мы пока что только начинаем», – отметил он.
На Московской бирже на данный момент обращается порядка 23 млрд рублей облигаций, в то время как в прошлом году рынок ESG финансов превысил 1 трлн долларов. По словам Александра Киревнина, это связано с отсутствием российского стандарта по признанию зеленых проектов.
«Для устранения данных пробелов в прошлом году была создана межведомственная рабочая группа, в которой Минэкономразвития является координатором, а ВЭБ.РФ методологическим центром. Это очень плодотворная работа, задачей которой будет запуск зелёного финансирования. Уже в прошлом году первый пакет документов был направлен в рабочую группу, было получено более 130 замечаний, над которыми мы работаем, – пояснил он. – У нас были предложения по существенному расширению перечня нашей работы, но мы пока сконцентрированы за зелёном финансировании».
Александр Киревнин также напомнил, что в России есть проекты, которые не смогут соответствовать зелёной международной классификации. «Это проекты, которые связаны с добычей нефти, газа, угля и переработки нефти. Важно отметить, что есть проекты, который имеют существенный экологический эффект. Данные проекты мы выделили в «адаптационные». Мы хотим иметь возможность поддерживать их отдельно, не смешивая с зелёными, чтобы для европейских и американских инвесторов не было рисков, что они, инвестируя в российские зелёные ценные бумаги, будут покупать что-то не зелёное по их стандартам. Вот здесь мы жестко выдерживаем международную классификацию», – подчеркнул он.
В свою очередь Минэкономразвития разрабатывает таксономию и рекомендации по внесению инструментов к финансовым зелёным инструментам, проведение верификации зеленых инструментов, а также проведение перечня верификаторов.
«Мы считаем, что это достаточный пакет документов, который позволит запустить в этом году полный цикл зелёного финансирования», – рассказал Александр Киревнин.
Также он напомнил, что ведомство дополнительно разрабатывает дорожную карту мер поддержки эмитентам в первые 3 года. По его словам, Минэкономразвития намерено рассмотреть снижение налога на прибыль по купонному доходу на зеленые облигации. «Это позволит опережающими темпами наполнить рынок зелёными облигациями выпусками российских эмитентов», – заключил Александр Киревнин.