22 августа 2021
ФНС России разработала новый порядок сдачи организациями обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней. Проект соответствующего приказа размещен на едином федеральном портале проектов НПА.
Согласно разработанному порядку, сдавать для целей формирования ГИР БО обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности и аудиторское заключение о ней можно исключительно в виде электронных документов. Однако сделать это можно будет не только по ТКС через оператора ЭДО, но и через официальный сайт ФНС России. В рамках проекта плательщик может сдать свой отчет, находясь в любом месте, имеющем подключение к интернету. Сделать это можно на сайте налогового ведомства в разделе «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде»
Подписываться электронные документы станут усиленной квалифицированной электронной подписью.
При представлении налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме потребуется:
При этом через сайт ФНС разрешается сдавать не все декларации. Например, налоговые декларации по НДС через указанный сервис не принимаются в соответствии с пунктом 3 статьи 80 и с пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
При получении экземпляра бухотчетности и аудиторского заключения ИФНС в течение одного рабочего дня должна будет сформировать квитанцию о приеме, подписать ее усиленной квалифицированной электронной подписью и направить экономическому субъекту.
Предположительно новый порядок сдачи бухгалтерской отчетности начнет действовать с 1 января 2022 года.
Для получения ЭЦП в ФНС вам потребуется:
Электронную подпись на организацию для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности может получить только генеральный директор. Сотрудники будут пользоваться ЭП для физлиц, подкрепленными электронной доверенностью от имени руководителя организации. Если раньше сертификат выдавали в среднем за один день (если срочно – за пару часов), то сейчас время выдачи увеличивается, в зависимости от загруженности налоговой инспекции. Повлиять на скорость выпуска ЭЦП и ускорить процесс будет нельзя.
ЭП для частных лиц и машиночитаемые доверенности выдают платно в аккредитованных коммерческих удостоверяющих центрах (УЦ). Это также распространяется на сотрудников госорганов и кредитных организаций. Выпустить ЭЦП в таком случае можно и в нашем Центре ЭЦП.
Зависит от того, когда истекает срок вашего сертификата или когда понадобится новая, если вы только открываетесь.
Электронные подписи, которые заканчиваются с 1 июля 2021 до конца декабря 2021 года, можно:
Если срок истекает уже в 2022 году, то подписывать документы действующей ЭП можно только до 01.01.2022 г. Ближе к концу года закажите новую в УЦ ФНС или ФНС, чтобы 1 января не остаться без подписи.
Идут разговоры о том, чтобы сделать переходный период и позволить «коммерческим» подписям «доработать» срок до конца в 2022 году, но законодательно это не закреплено. Скорее всего, это определится к концу 2021 года исходя из темпов обращений и стабильности системы ФНС.
Обратите внимание! Налоговая не будет торговать носителями, на которые записываются составные части сертификата подписи (открытый и закрытый ключи). Носитель необходимо будет принести с собой на получение ЭЦП ФНС. Носитель по виду напоминает обычную флешку, разъем входа – стандартный USB. Но эти устройства обладают высокой степенью защиты от, например, копирования или вторжения стороннего программного обеспечения. Носители проверяют и сертифицируют в ФСБ и ФСТЭК.
Кроме токена, в налоговую или УЦ ФНС придется предоставить техническую документацию на купленный носитель. Главное требование – актуальность сертификата соответствия на устройство. Требованиям ФСБ соответствуют модели серий: Рутокен (ЭЦП 2.0, S, Lite); JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ и другие. Токены не «одноразовые». Их памяти (до 32 ключей), в зависимости от модели, хватит на несколько подписей, которые хранятся одновременно, если это удобно (например, один руководитель на несколько организаций), или последовательно, когда новый сертификат записывается «рядом» со старым.
Например, на Рутокен Lite можно записать до 15 сертификатов. Не знаете, какой выбрать? Оставьте заявку, опытные специалисты АБТ подберут носитель для ваших задач.