На наши вопросы отвечают:
- Тимур Юсупов из Тюмени, сотрудничает с Ozon c 2015 года, за 14 месяцев открыл 8 новых ПВЗ;
- Артем Арбеков из Великого Новгорода, сотрудничает с Ozon c 2017 года, открыл 15 ПВЗ (из них сейчас работают 13);
- Ольга Субботина из Барнаула, сотрудничает с Ozon c 2019 года, за два года открыла один ПВЗ и установила несколько постаматов;
- Богдан Оглоблин из Кемерово, сотрудничает с Ozon с весны 2020 года как продавец, открыл один ПВЗ и планирует увеличивать их количество.
E-commerce для всех
2020 год стал важным для роста e-commerce в России: по данным Data Insight, за этот период сегмент онлайн-торговли вырос на 58% — больше, чем во всем остальном мире. Выйти на бурно развивающийся рынок ecom могут не только производители и продавцы, но и предприниматели из сферы услуг. За последний год больше 2,5 тыс. предпринимателей стали франчайзи Ozon и открыли свой пункт выдачи заказов.
В конце 2019 года компания объявила, что планирует развивать пункты выдачи заказов по модели франшизы и будет привлекать предпринимателей для открытия точек по всей стране. А летом 2020 года (ровно год назад) Ozon первым из маркетплейсов перешел на вознаграждение франчайзи от оборота в точке вместо привычной всем фиксированной оплаты за выданную посылку. Тогда этот шаг был неожиданным. Но спустя год Ozon удалось нарастить сеть пунктов выдачи заказов в несколько раз, и сегодня 80% всей сети управляется именно партнерами.
Работа по принципу Win-win
Клуб партнеров Ozon будет работать по взаимовыгодному принципу для Ozon и для франчайзи.
- для Ozon — это возможность заручиться еще большей поддержкой успешных и активных франчайзи;
- для резидентов Клуба — шанс предложить свои бизнес-инициативы для развития сети и получить нематериальные бонусы, например, детальный маркетинговый аудит по своему пункту.
Резидентами первого потока Клуба стали 42 партнера из более чем 20 регионов страны. Каждый из них уже проявил себя как достойный предприниматель и инициативный агент — они охотно делятся советами с другими партнерами, а опыт некоторых достоин широкой огласки.
«В неформальном виде Клуб существует уже давно. Мы довольно часто выходим к нашим партнерам с какими-то инициативами и совместно их обсуждаем. Наиболее предприимчивые и активные выделились сразу — нам только оставалось собрать их в официальный Клуб и сделать его регулярным», — рассказывает Денис Дьяченко, директор по развитию партнерских логистических программ.
Участники — самые активные франчайзи
Стать резидентом клуба может не каждый франчайзи Ozon. Раз в квартал клуб будет пополняться новыми участниками — претендовать на резиденство в нем может только действующий франчайзи Ozon, соответствующий нескольким критериям. Отбор необходим для соблюдения клубного формата.
- партнер успешно управляет тремя и более ПВЗ;
- сотрудничает с Ozon от шести месяцев;
- предоставляет высокий клиентский сервис в своей точке;
- поддерживает коллег из других регионов — например, отвечает на вопросы в чате;
- проявляет проактивность и инициативность.
Тимур Юсупов
Мы все друг другу помогаем — и словом, и делом, и информацией. Важно понимать, что мы не конкуренты, а партнеры. Такая взаимовыручка укрепляет веру в людей и в бизнес ПВЗ в частности.
Выгоды для резидентов Клуба
Резиденты клуба смогут получать нематериальные, но при этом важные и ощутимые для бизнеса бонусы. Денис Дьяченко отмечает:
«Для нас было важно создать нефинансовую ценность Клуба и при этом предложить партнерам полезные для бизнеса преимущества. Поэтому мы сосредоточились на тех вещах, которые действительно могут сделать их бизнес эффективнее и вместе с тем помогут нам».
Бонусы от резидентства в Клубе Ozon разработал также совместно с партнерами, учитывая их пожелания и возможности компании.
- Доступ к аналитике. Партнеры смогут получить аналитику своего пункта — например, узнать количество новых клиентов и причины роста или спада заказов на точке. Важно, что заказать аналитику резидент может только по своему пункту.
- Участие в закрытых бизнес-встречах. Раз в месяц будут проходить закрытые бизнес-встречи, где Ozon сможет обсудить с партнерами инициативы и предложения по улучшению франшизы и ПВЗ.
- Право первенства в тестовых запусках. Резиденты клуба не только первые узнают об обновлениях франшизы, но и смогут протестировать нововведения на своих точках раньше коллег.
- Детальный маркетинговый аудит. Резиденты получат рекомендации по продвижению бизнеса — например, как найти каналы распространения, просчитать бюджет и привлечь новых клиентов.
Конечно, это не все преимущества для резидентов. Важной частью Клуба партнеров является менторство. Большинство резидентов Клуба — уже состоявшиеся предприниматели с серьезным опытом или навыками. Они смогут быть наставниками для начинающих партнеров или тех, кто столкнулся со сложностями.
Например, Ольга Субботина говорит, что для неё менторство — это возможность проявить свои профессиональные качества.
Ольга Субботина
Я советую другим франчайзи, как делать возвраты и проводить разные операции, как выходить из сложных ситуаций. По образованию я педагог-психолог, и я охотно делюсь знаниями, как разрешать конфликты.
Артем Арбеков признает, что сотрудничество с другими предпринимателями позволяет быстрее решать нетипичные вопросы: «С 2017 года я открыл 15 ПВЗ Ozon. Благодаря этому сотрудничеству я узнал больше о работе маркетплейсов и рынке e-commerce. Мой опыт и помощь коллег помогли быстрее и эффективнее достигать результатов — в среднем, на третий месяц работы мои ПВЗ выходят в плюс. Своими наработками я готов делиться с новыми агентами Ozon — могу стать для них и наставником, и помощником».
Планы на будущее
Сейчас Клуб партнеров только начинает работу, но несколько закрытых встреч с резидентами уже прошли.
Богдан Оглоблин
Я уверен, что Клуб Ozon станет отличным сочетанием нетворкинга и бизнеса. Я уже более 10 лет занимаюсь предпринимательством и знаю, что единомышленники играют большую роль в развитии дела. Сейчас Ozon собрал тех, кто серьезно относится к этому бизнесу и готов развивать его. Такой подход — залог успеха.
Артем Арбеков
За время работы с Ozon я познакомился со многими предпринимателями своего региона и за его пределами. Теперь в Клубе партнеров я готов стать наставником и помощником новых агентов, участвовать во всех новых проектах компании Ozon. Надеюсь, в будущем для резидентов клуба будет доступно еще больше бонусов.
Благодаря Клубу партнеров маркетплейс Ozon и индивидуальные предприниматели смогут плодотворно сотрудничать — и именно совместная работа сыграет значительную роль в повышении качества клиентского сервиса, лояльности партнеров и увеличении дохода франчайзи.