14 апреля 2022
Специалисты центра технологий распределенных реестров Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) приступили к разработке аналога системы SWIFT, сообщили редакции «Сделано в России» в пресс-службе вуза.
SWIFT в середине марта отключила российские банки от глобальной системы обмена финансовыми сообщениями. Именно поэтому центр технологий распределенных реестров начал создавать децентрализованную международную систему межбанковских финансовых сообщений с использованием блокчейн-технологий.
Российская система станет новым инструментом для всех участников мировой банковской системы, который позволит с высокой степенью надежности обмениваться финансовыми сообщениями, рассказал директор центра технологий Дмитрий Шишмаков. «При этом банки смогут не опасаться негативных последствий, а государства смогут проводить более самостоятельную политику», — добавил он.
Новый продукт со временем позволит отказаться от влияния SWIFT не только в России, но и в каждой стране-участнице, подчеркнули в пресс-службе. Это независимая система, которая не может извлекать прямую финансовую выгоду и создавать ограничения для отдельной страны или организации.
В вузе указали, что центр технологий готов исполнять роль технического оператора новой системы, которая является распределенной, а значит, не имеет централизованной организации, управляющей всеми процессами.
Сегодня каждая из стран-участниц SWIFT хранит часть программного кода и базы данных, то есть является совладельцем системы. Это полностью исключает риск неправомерного отключения любого банка от обмена финансовыми сообщениями. Технологии распределенных реестров, в частности блокчейн, выступают гарантом доступа к технологии, сохранности транзакций и открытости. Однако, несмотря на стремительное развитие технологий, до сих пор отсутствует абсолютно независимый и прозрачный способ передачи денег между странами и континентами, рассказали в СПбГУ.
Альтернативную систему передачи финансовых сообщении в 2015 году разработал Банк России. Альтернатива SWIFT также существует в Китае. Однако ни одна из этих систем, по данным университета, «не решает вопрос доверия к ней всех участников».