25 июля 2022
Стать операторами рекламных данных, которые с осени должны передавать сведения обо всех кампаниях в Рунете, готовы «Яндекс», VK, Ozon, МТС, «ВымпелКом» и структура НМГ. Для площадок их услуги могут оказаться небесплатными.
В сентябре этого года вступают в силу поправки в закон «О рекламе», согласно которым в России должна заработать система тотального учета интернет-рекламы. Ее заказчики, обслуживающие их агентства и сами интернет-площадки должны будут передать в Роскомнадзор информацию обо всех кампаниях в Рунете.
Изначально предполагалось, что участники рекламного рынка смогут передавать эти сведения (включая стоимость контрактов, сроки проведения кампаний и т.д.) напрямую либо через операторов рекламных данных. Но в июне этого года были приняты дополнительные поправки, которые президент Владимир Путин подписал 14 июля: теперь, как следует из объяснения Роскомнадзора, взаимодействовать с ним можно только через посредников — операторов рекламных данных. Однако меры административной ответственности за неисполнение новых норм, как признают в самом ведомстве, не установлены.
Количество таких операторов не ограничено, но желающий стать таковым должен иметь российское юрлицо с уставным капиталом не менее 200 млн руб. Кроме того, ему необходимо будет документально подтвердить, что с ним готовы сотрудничать рекламные системы и рекламораспространители, чей совокупный годовой доход от этих услуг превышает 2,5 млрд руб.
О сроках подачи заявок для желающих стать операторами рекламных данных в сентябре объявит специальная комиссия, которую сформирует Роскомнадзор. РБК выяснил, кто уже заявил о желании стать посредниками между Роскомнадзором, рекламодателями, агентствами и интернет-площадками. При этом в пресс-службе ведомства заверили РБК, что перенос срока вступления поправок в силу не планируется.
Зачем нужна система тотального учета интернет-рекламы
Поправки, предполагающие создание такой системы, в мае 2021 года внес в Госдуму депутат от фракции ЛДПР Сергей Жигарев. Летом того же года они были приняты. Роскомнадзор сразу поддержал инициативу, заявив, что она направлена на «создание прозрачных и справедливых отношений между участниками рынка интернет-рекламы». В пользу поправок высказалось и Минцифры, назвав «определенную формализацию процессов в интернете» актуальной задачей.
Участники рынка тогда обращали внимание, что значительная доля рынка интернет-рекламы — это средний и малый бизнес, который запускает рекламные кампании на огромном количестве небольших интернет-ресурсов, и отследить это невозможно. Кроме того, законопроект, как указывали в агентствах, не учитывает глобальности современного рекламного рынка: рекламодатель может запускать свои кампании из штаб-квартиры сразу на весь мир (сейчас на фоне военной спецоперации многие транснациональные корпорации приостановили любую маркетинговую активность в России, а популярные у россиян площадки, принадлежащие американским интернет-компаниям, прекратили показ рекламы в русскоязычном сегменте).
Рекламодатели, их агентства и площадки через оператора рекламных данных должны передавать в Роскомнадзор не только сведения о заказчике кампании, форме и способах распространения, объемах и распределении показов, но и информацию о договоре между рекламодателем и распространителем (включая цену, сроки и сведения об исполнении), стоимость одного показа, параметры целевой аудитории.
Софт для системы учета разрабатывала компания AT Consulting. Ее управляющий партнер заверил РБК, что «работы по созданию основной функциональности системы планируется завершить к дате вступления поправок в силу».
Хотите быть в курсе последних новостей и событий? Подписывайтесь на телеграм- канал «Бизнес в Кузбассе»